Валерий Халилов: «Я дирижер петербургской школы»

Публикуем выдержки из разговора Сергея Бирюкова с музыкальным руководителем фестиваля «Спасская башня», художественным руководителем Дважды Краснознаменного Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова, народным артистом России генерал-лейтенантом Валерием Халиловым. Беседа состоялась в августе 2016 года.

 

— Что такое военно-оркестровая служба? Да и откуда сама идея музыки в армии? Ведь война — дело суровое: «когда говорят пушки, музы молчат».

— Категорически не согласен с этой поговоркой. Именно военным — людям, которые отстаивают честь и независимость своей родины — музыка особенно нужна для поддержания их духа. Если же говорить строгим языком уставов, военно-оркестровая служба призвана обеспечить средствами музыкального искусства потребность армии в эстетическом воспитании ее состава, в организации строевой подготовки, в обеспечении воинских ритуалов. Так, оркестры с недавних пор обязательно участвуют в ежедневном поднятии государственного флага — исполняют Гимн России. Это — произведение, которое в репертуаре каждого армейского коллектива числится под номером один, и исполняться оно должно эталонно — как в первый и последний раз.

Вообще история военной музыки в России насчитывает более трех столетий. Исходным мы считаем 1711 год, когда указом Петра I в пехотных артиллерийских полках были учреждены штатные военные оркестры численностью 8 человек, включая дирижера-иностранца, коему вменялась в обязанность подготовка музыкантов из числа крепостных. На протяжении веков положение военной музыки менялось. При Екатерине Великой, любившей пышность, армия обросла огромным обозом, т.е. обслуживающим персоналом самого разного рода, куда входили и музыканты. Оркестр тогда называли зеркалом воинской части. Сын Екатерины Павел, отрицавший все, что делала матушка, взял за образец прусские порядки, ужесточил экономию, в том числе сократил оркестры. Но в основном русские императоры были благосклонны к военной музыке. Александр I сам играл на валторне, Александр III — на тубе. Николай II брал уроки у знаменитого корнетиста Вильгельма Вурма.

Поскольку старая армия передвигалась не на колесах, а в пешем строю, первоочередной задачей оркестров было исполнение маршей. Да и в бою они поддерживали настроение солдат, играя прямо в окопах. Кроме того, на музыкантах лежала обязанность подачи сигналов — наступление, отступление… Кто успел побывать в пионерах, помнит, как этот обычай музыкальной регламентации дожил практически до наших дней: горн возвещал побудку, отбой, прием пищи…

— Язык музыкальных сигналов интернационален?

— Нет, сигналы в разных армиях разные. Более того, даже в рамках одной армии различаются, допустим, пехотные рожки и морские трубы. Идут они из глубины веков, потому их авторов мы не знаем. Зато знаем Бортнянского, сочинившего «Коль славен», отца и сына Дерфельдтов, написавших в первой половине XIX века множество маршей. Прекрасно известен и основатель советской военной музыки Семен Александрович Чернецкий — автор замечательных маршей, главный дирижер парада Победы 24 июня 1945 года в Москве.

— А какой русский марш звучит в увертюре Чайковского «1812 год»?

— Это не цитата, а стилизация. Цитируются там православная молитва «Спаси, Господи, люди твоя», русская народная песня «У ворот, ворот», «Марсельеза» и «Боже, царя храни». В сочетании этих тем — драма войны и победы русского народа.

— Но как-то получилось, что эта увертюра стала праздничной музыкой в самых разных странах. В Америке лучшие оркестры играют ее в День независимости 4 июля. Выходит, пользуются нашим же оружием?

— Почему же нет, она очень торжественная, мы ее всегда исполняли в финале «Спасской башни». Но в этом году немного переформатировали программу, добавили опускание флага, под которое сводный оркестр во главе с дирижером из Австрии играет австрийскую мелодию.

— Сколько всего в Российской армии оркестров?

— Около двухсот. Все они работают в соответствие с программой боевой специальной подготовки. Там расписано все, от утреннего построения части и развода суточных нарядов до участия в концертах, конкурсах, фестивалях — как армейских, так и гражданских: Днях города, государственных праздниках.

— Ребята живут в казармах?

— Военнослужащие по призыву — да. Но основная часть — контрактники. И еще разрешается содержать до 10 воспитанников от 14 до 18 лет. Если, достигнув призывного возраста, эти ребята хотят остаться в оркестре, военкомат приписывает их к этому коллективу, а если нет мест — к какому-либо другому из расположенных поблизости.

— Игра на инструментах, особенно духовых — нелегкое дело. Музыкантам полагается дополнительное питание?

— Во время подготовки и проведения специальных мероприятий, например парадов — обязательно.

— Чтобы попасть в ансамбль Александрова, наверное, надо иметь гвардейский рост?

— У нас не модельное агентство, прежде всего надо быть хорошим певцом, музыкантом, танцором. Но вот перед вами приходил один парень из Красноярска. Неплохой тенор, в хоре пригодится. Мы его пока определили на двухмесячный испытательный срок. И я ему сказал: лишний вес сбросить, небритым на работу не приходить… К сожалению, в последнее время все труднее набирать музыкантов. Не хватает кадров. И духовиков, и певцов.

— А где принимают особенно тепло?

— Конечно, у нас в стране. Особенно в отдаленных регионах. Например, в последние годы мы с Центральным военным оркестром 7 раз бывали на Сахалине. Трижды — в Хакасии. Дважды — в Тыве. В таких поездках особенно ясно видишь, насколько военная музыка нужна людям.

— Какие моменты своей карьеры считаете самыми звездными?

— В позапрошлом году дирижировал симфоническими оркестрами Владимира Федосеева и Павла Когана. И два года подряд мы проводим совместные концерты Центрального военного оркестра и коллектива Валерия Гергиева в рамках Пасхального фестиваля. На сцене Театра Армии — сводный оркестр из 200 с лишним человек и такой же огромный хор. Становимся за пульт по очереди. В 2016-м, в Год Прокофьева, Валерий Абисалович дирижировал кантату «К ХХ-летию Октября», я — «Александра Невского»…

— Не ревновали к Гергиеву, «похитившему» у вас идею марш-броска в Пальмиру?

— Почему «похитившему», мы в Сирии для наших военнослужащих еще раньше играли, ездили с Иосифом Давыдовичем Кобзоном.

— Немного о вас лично. Вы ведь потомственный музыкант?

— Да, мой отец был военным дирижером, брат Александр — тоже военный дирижер, служил в Афганистане, его также знают как автора песни воинов-афганцев «Мы уходим». Родился я в узбекском городе Термезе на границе с Афганистаном, поскольку отец там проходил службу. Он ведь, хоть крымчанин по рождению, когда-то учился в Ташкентской школе музыкальных воспитанников. Потом в числе 10 одаренных ребят был отобран для формировавшейся в Москве школы музыкальных воспитанников. Закончив ее, поступил в институт военных дирижеров. А служить захотел там, где проходило детство. Брат родился в Туркменистане — следующем месте службы отца. В школу я пошел уже в Казахстане. Запомнил потрясающую природу тех мест: холмистая степь, вся до горизонта в благоухающих тюльпанах. И конечно я пропитывался военной музыкой, отец брал меня на свои концерты, я сидел в гуще оркестра рядом с большим барабаном… Потом отец демобилизовался по состоянию здоровья, поступил на работу в Москве. И отдал меня в Суворовское военно-музыкальное училище. То самое, которое открывает парады на Красной площади. Набрали 30 человек со всего Советского Союза. Конкурс был 50 человек на место. Больше, чем в ЦМШ! 7 лет я там отучился, потом 5 лет на военно-дирижерском факультете при консерватории в классе Юрия Петровича Алявдина — выдающегося военного музыканта. А сам Юрий Петрович — ученик великого ленинградского дирижера-педагога Ильи Александровича Мусина. Помню звучание оркестра Военно-морского флота имени Н.А.Римского-Корсакова, которым длительное время руководил Алявдин — потрясающе благородное, мягкое, пространственное. Эта мягкость и объем — признаки питерской школы. Когда после окончания военно-дирижерского факультета я приехал служить в оркестр Пушкинского училища радиоэлектроники, что под Ленинградом, старший коллега Борис Иванович Анисимов, дирижер духового оркестра Мариинки, стал водить меня в этот театр. И там я в полной мере насладился «петербургским звуком». Бывал на репетициях Ю.Х.Темирканова. Помню, как Юрий Хатуевич приходил на репетиции в синих нарукавниках. Помню также концерт в честь 75-летия Евгения Мравинского, где он потрясающе играл 5-ю и 6-ю симфонии Шостаковича—он же когда-то был их первым исполнителем… Так что, конечно, я дирижер петербургской школы. И «повинен» в том Юрий Петрович Алявдин.

— В городе Пушкине у вас был большой оркестр?

— 21 человек в штате плюс 10 воспитанников. Когда мы играли конкурс в Ленинградском военном округе, удалось довести состав до 45 человек, включая нескольких струнников, которых я позвал из своего же ансамбля песни и пляски «Офицерская юность». Программа состояла из двух частей — концертного репертуара и служебно-строевого. В первой части в качестве обязательного произведения мы сыграли «Камаринскую» Глинки, и другие дирижеры ворчали: конечно, на скрипке быструю тему легче сыграть, чем на кларнете, но мы еще посмотрим, что он в строевой части будет делать. А я дал своим скрипачам медные духовые инструменты — альты, тенор, тубу. Конечно, предварительно позанимавшись с ними, но это же люди с прекрасным музыкальным образованием, они все быстро освоили. И мы заняли первое место!

После конкурса меня пригласили в Москву преподавать. Оттуда перевели в органы управления военно-оркестровой службы, где я был офицером, старшим офицером, заместителем начальника и наконец начальником службы — главным военным дирижером. И вот совсем недавно предложили должность начальника и художественного руководителя Дважды Краснознаменного ансамбля…

— Ваши дети продолжили музыкальную династию?

— Дочки закончили музыкальную школу, но дальше, уже без моего влияния, пошли по совершенно другому пути, обе закончили МАИ. Зато племянник Михаил, сын брата, капитан-лейтенант, служит в Севастополе, руководит штабным оркестром…

 

                                                                                                                                                                                                                                                                            trud.ru