ЧайковскийЧетвертую, Пятую и Шестую симфонии П. И. Чайковского называют «тремя актами одной трагедии», ведь эти произведения развивают одну идею – противостояние Человека неумолимому Року. Между тем, создание «первого и второго актов» – симфоний № 4 и № 5 – разделяет одиннадцать лет. Над этим произведением композитор работал в 1888 году в имении Фроловском недалеко от Клина, где он отдыхал после утомительных зарубежных гастролей, длившихся четыре месяца. Здесь – среди живописной природы – композитор мог спокойно предаться своим «умствованиям», содержанием которых становится «чувство уходящей жизни и страх смерти».

В первой части – Andante. Allegro con anima – как и в Четвертой симфонии, выступает на первый план тема жестокого фатума, воплощаемого на этот раз в теме, напоминающей траурный марш. По словам композитора, эта тема передает «полнейшее преклонение перед судьбой». Маршевый ритм присущ и сумрачной главной партии. Из бурного ее развития рождается кантиленная побочная партия, особенно светлый колорит придает ей эпизод в ритме вальса.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти