Опера «Холстомер»,которая снабжена подзаголовком «История лошади», композитором Владимиром Кобекиным была создана именно для постановки в Камерном музыкальном театре. Спектакль стал весьма значительным событием в музыкальной и театральной жизни столицы – ведь новые оперы, созданные ныне живущими композиторами-современниками, в репертуаре оперных театров можно встретить не так часто, как хотелось бы.
Композитора Владимира Кобекина с Камерным музыкальным театром связывают особые отношения – именно благодаря Борису Александровичу Покровскому он увлекся созданием опер. По его собственному признанию, сюжеты для опер он выбирает очень просто – «захотелось», так было и с «Холстомером», где писателю, по словам Кобекина, удалось «здорово показать жизнь», в которой человеческая судьба практически не отличается от лошадиной доли.
Литературным первоисточником оперы «Холстомер» Кобекину послужила одноименная повесть Льва Толстого. Это произведение писатель задумал в 1856 году, выслушав рассказ коннозаводчика Александра Стаховича. Начав работу над повестью, Толстой надолго забросил ее и лишь в 1886 году – по настоянию супруги – завершил. Повесть представляет собой историю жизни одряхлевшего, больного мерина по кличке Холстомер, рассказанную им самим. Такая форма повествования позволяет писателю по-новому взглянуть на мир людей – так, как могло бы смотреть мыслящее существо, не отягощенное стереотипами – и тем самым вскрыть всю абсурдность человеческой общественной жизни. Мерин, который всю жизнь трудился, противопоставляется своему хозяину – барину-паразиту, который всем был только в тягость и никому пользы не приносил, что не мешало ему пользоваться всеобщим уважением. Повесть Толстого не впервые привлекает внимание деятелей театра – достаточно вспомнить драматический спектакль «История лошади», поставленный Георгием Товстоноговым в Большом драматическом театре в Ленинграде в 1975 году, где заглавную роль исполнил Евгений Лебедев.
Такой сюжет поистине можно назвать вечным – ведь со времен Толстого человеческое общество стало не намного более справедливым – и потому неудивительно, что к нему обратился композитор XXI века. В опере «Холстомер» Владимир Кобекин показал себя достойным продолжателем традиций русской оперы, которая прошла большой путь развития от Михаила Глинки до Дмитрия Шостаковича. Несмотря на «вечность» сюжета, в произведении весьма определенно отражена эпоха, в которую происходит действие – это Россия XIX века.
Как это всегда было в русской опере, созданию такого образа способствует опора на народно-песенные интонации, отсылающие и к крестьянским песням, и к жанровым чертам городского романса – но ни то, ни другое не выглядит банальным. И даже те мелодии, которые, казалось бы, должны восприниматься как пошлые, превращаются в нечто психологически тонкое – как, например, песня «Жизнь наша в старости – изношенный халат». Здесь композитор использует стихотворение Петра Андреевича Вяземского – еще одна отсылка к XIX веку, в котором происходит действие оперы.
Использованы в либретто стихи м других поэтов описываемой эпохи – Афанасия Фета, Антона Дельвига, Алексея Плещеева. Но, цитируя стихи, автор не цитирует подлинные фольклорные мелодии, ограничиваясь их стилем – ассоциативными ходами, и эти мелодические ходы автор не особенно деформирует, органично сочетая ее с достижениями современной академической музыки. Например, в опере немало номеров, характеризующихся полиритмией – это связывается с современными композиторскими приемами, и одновременно – с народными обрядовыми песнями. Некоторые моменты ассоциируются с водевилем – например, дуэт Серпуховского и Генерала «Я Петербурга не люблю» в духе гротескного марша. Многие номера написаны на прозаический текст, взятый непосредственно из произведения Льва Николаевича Толстого – что не может не вызывать воспоминания о «Войне и мире» Сергея Сергеевича Прокофьева. Ощущается в опере влияние традиций и других отечественных композиторов ХХ века – Георгия Свиридова, Валерия Гаврилина (в хоровых номерах).
Опера «Холстомер» Владимира Кобекина в 2014 году была удостоена премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа композитора».
Музыкальные Сезоны
Пока нет комментариев