Премьера

Большой театр

Либретто композитора по мотивам одноименной пьесы Александра Островского

опера в четырех действиях

Дирижер-постановщик — Туган Сохиев
Режиссер-постановщик — Александр Титель
Художник-постановщик — Владимир Арефьев
Художник по свету — Дамир Исмагилов
Главный хормейстер — Валерий Борисов
Хореограф-постановщик — Лариса Александрова

 

Снегурочка в Большом театреСценическая судьба многих творений Николая Андреевича Римского-Корсакова оказалась более счастливой, чем судьба их литературных первоисточников:  оперу «Снегурочка» в оперных театрах можно увидеть гораздо чаще, чем «весеннюю сказку» А. Островского… и теперь уже трудно поверить, что при первом знакомстве в 1874 году это произведение особого впечатления на композитора не произвело – царство берендеев, по его словам, «показалось странным». Н. А. Римский-Корсаков открыл для себя «Снегурочку» зимой 1879-1880 гг. – «точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту».

Над оперой «Снегурочка» композитор работал на даче в деревне Стелёво. «Первый раз в жизни мне довелось провести лето в настоящей русской деревне», – вспоминал Н. А. Римский-Корсаков. К созданию русской сказочной оперы здесь располагало все: лес «Волчинец» представлялся композитору заповедным лесом, Копытецкая горка – Ярилиной горой, и даже в каком-нибудь поросшем мхом пне можно было «увидеть» лешего… Благодаря этим вдохновляющим образам русской природы сочинение оперы давалось Н. А. Римскому-Корсакову удивительно легко. Начав 1 июня работу над прологом, 12 августа он уже завершил заключительный хор. Еще полгода ушло на оркестровку оперы.

По словам Н. А. Римского-Корсакова, в процессе работы над оперой «Снегурочка» он «прислушивался к голосам народного творчества и природы». В произведении своем он цитирует подлинные народные мелодии – «А мы просо сеяли», «Ай во поле липенька» и другие – всего семнадцать песен и инструментальных наигрышей, а клич бирючей, по признанию композитора, связан с воспоминаниями детства, когда в Тихвине снаряженный от монастыря верховой скликал: «Тетушки, матушки, красные девицы, пожалуйте сенца пограбить для Божьей матери». Собственные мелодии, создаваемые композитором, тоже близки к фольклорным. Это потребовало особых выразительных средств – в частности, несимметричных размеров, которые крайне редко можно встретить в западной музыке, но для русского музыкального фольклора они обычны. В частности, заключительный хор «Свет и сила, бог Ярила» написан в размере одиннадцать четвертей (композитор иронизировал по этому поводу, предполагая, как нелегко придется дирижерам, и советовал, дирижируя этот хор, мысленно повторять одиннадцатисложную фразу: «Римский-Корсаков совсем с ума сошел»). В опере множество обрядовых сцен. В сочетании с присутствием потусторонних персонажей, тоже связанных с силами природы – Мороз, Весна, Леший – это создает тот «языческий пантеизм», о котором говорил Н. А. Римский-Корсаков применительно к своему произведению.

Оперу «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков считал своим лучшим произведением. Композитор говорил: «Кто не любит моей «Снегурочки», тот не понимает моих сочинений вообще и не понимает меня».

Музыкальные Сезоны

Все права защищены. Копирование запрещено.