Человеческий голосОпера «Человеческий голос» Франсиса Пуленка переворачивает все представления об оперном жанре. Здесь нет драматического действия – но спектакль «захватывает и не отпускает» от начала до конца. Нет здесь привычных арий, дуэтов и хоров – более того, в спектакле лишь один исполнитель – точнее, исполнительница-сопрано, но это не мешает опере быть предельно драматичной и даже трагичной. Это произведение – моноопера.

Французский композитор Франсис Пуленк, живший и творившей в ХХ веке, принадлежал к т.н. «Шестёрке» – дружескому объединению французских композиторов, лидером которого был композитор Эрик Сати. Название это впервые появилось в статье под названием «Русская Пятерка, французская Шестерка и господин Сати», где «Шестерка» сравнивалась с «Пятеркой» – так на Западе называют «Могучую кучку»: подобно кучкистам, участники «Шестерки» отрицали иностранные тенденции в музыке (в частности, атональность) и стремились к новизне и простоте.

В 1957 году Пуленк был уже одним из наиболее авторитетных и известных композиторов своего времени. За год до этого с большим успехом была исполнена его опера «Диалоги кармелиток». Задумывая новое произведение в оперном жанре, он обращается к творчеству Жана Кокто. Этот писатель, сценарист, кинорежиссер и театральный деятель сотрудничал со многими композиторами своего времени – например, для Артюра Оннегера он написал либретто оперы «Антигона», а для Жоржа Орика – балета «Федра». В 1920-х гг. он создал несколько балетных либретто для труппы Сергея Дягилева. Пуленк тоже не впервые становился его соавтором: еще в 1919 году он написал «Кокарды» – три песни на стихи Жана Кокто, в 1921 году – музыку к его пьесам «Непонятный жандарм» и «Эйфелева башня». На этот раз обратить внимание на пьесу Кокто композитора заставила… Мария Каллас. Наслаждаясь спектаклем в театре Ла Скала с ее участием, Пуленк обратил внимание, как великая певица постепенно завладевает вниманием публики, оттесняя других исполнителей – в конце спектакля публика вызывала ее одну. И композитор задумывается: почему бы не создать оперу, в которой будет единственная героиня?

 

У Кокто была подходящая пьеса, предназначающаяся для единственной актрисы – «Человеческий голос», вот она-то и стала основой для оперы Пуленка. Мария Каллас, невольно «подсказавшая» ему идею, была известна не только прекрасным голосом, но и капризным характером – и композитор шутил, что когда-нибудь она рассорится со всеми коллегами до такой степени, что никто не пожелает выходить на сцену вместе с нею, и тогда моноопера будет в самый раз. И все же опера «Человеческий голос» создавалась не для нее, а для французской певицы Дениз Дюваль. Автор признавался, что не будь ее, опера, возможно, никогда не была бы написана. 

Человеческий голосСюжет оперы «Человеческий голос» развивает вечную тему несчастной любви – и представляется настолько обобщенным, что героиня даже не названа по имени. После поднятия занавеса зритель видит распростертую на полу молодую женщину – кажется, что совершено убийство… но нет – женщина жива, она поднимается и бросается к зазвонившему телефону. В течение всего 45-минутного спектакля на фоне красочных гармоний следует выразительнейший речитатив: героиня в последний раз говорит с своим возлюбленным, который сегодня женится на другой. Голоса этого человека зрители не слышат – о том, что он говорит, можно лишь догадаться по реакциям героини.

Человеческий голосНесмотря на то, что в опере «Человеческий голос» участвует лишь одно действующее лицо и нет номерной структуры, в ней присутствует весьма своеобразная драматургия – появляются лейттемы любви, воспоминаний о счастье, злой судьбы… Выделяются четыре раздела, причем каждый последующий короче предыдущего – таким способом к концу оперы происходит нагнетание драматизма. В финале, когда разговор обрывается и телефонная трубка – последнее, что связывало с любимым – выпадает из рук женщины, она и сама падает… теряя сознание от отчаяния? Умирая? Додумать это представляется зрителю.

Мировая премьера оперы «Человеческий голос» состоялась 6 февраля 1959 года в парижском театре «Опера-Комик». Единственную роль исполнила та самая Дениз Дюваль, для которой Пуленк создавал это произведение. Критики писали, что она «нашла роль всей своей жизни». После успеха в Париже последовал спектакль в Милане, а затем и на других сценах мира. В СССР опера была впервые поставлена в 1965 году – в исполнении Галины Вишневской.

 

Музыкальные Сезоны