В оперной жизни Москвы произошло важное событие: состоялась первая постановка оперы Дж. Пуччини «Манон Леско» на Исторической сцене Большого театра.
«Манон Леско» — третья опера великого итальянского композитора Джакомо Пуччини. Первые две успеха не имели. Опера «Виллисы» участвовала в конкурсе, объявленном музыкальной фирмой «Сонцоньо», но не прошла в финал и даже не получила рецензии жюри. Влиятельный музыкальный издатель Джулио Рикорди обратил внимание на молодого композитора и заказал ему новую оперу. Второе создание Пуччини, «Эдгар», поставленное в 1889 году в Ла Скала, с треском провалилось.
Но Пуччини продолжал поиски нового сюжета и обратился к роману аббата Антуана Франсуа Прево «История кавалера де Гриё и Манон Леско». Работа шла трудно из-за сложностей с либретто, над которым трудилось шесть авторов (среди них был и издатель Рикорди). Друзья предостерегали Пуччини от оперы на этот сюжет Прево, ибо несколькими годами ранее его выбрал французский композитор Жюль Массне, написав блестящую оперу «Манон». Пуччини не сдавался и продолжал писать. В 1893 его «Манон Леско» была закончена. Премьера состоялась 1 февраля 1893 г. в Турине в Театро Реджио. Успех был грандиозный. Композитор уверенно занял место главы оперного сообщества Италии, определив свой путь развития оперного искусства, где герои вступают в строй персонажей веристской оперы, интересующейся жизнью без прикрас. Недаром, когда Пуччини говорили о «Манон» Массне, он отвечал: «Массне слышит это по-французски, с пудрой и менуэтами, я же — по-итальянски, с отчаянной страстью».
Именно в этом направлении и действовали постановщики спектакля «Манон Леско» на Исторической сцене Большого театра: итальянский дирижёр Ядер Биньямини, режиссёр Адольф Шапиро, художник Мария Трегубова, главный хормейстер Валерий Борисов, художник по свету Дамир Исмагилов и хореограф Татьяна Баганова. Они вместе с композитором проводят Манон и де Гриё от прекрасной юности с её огромной любовью и мечтами через предательство Манон, её жажду богатства, через нечеловеческие страдания к страшному трагическому концу.
Звучит радостная красивая музыка, открывается занавес. Перед нами пригород Парижа Амьен — между белыми домиками прогуливаются горожане и многочисленные студенты в красных вязаных шапочках, очень модных в наше время. Все радуются хорошей погоде. Среди студентов — Эдмон, который поёт изящный мадригал, и Рене де Гриё. Над ним все подшучивают на предмет любимой девушки. Обычная каждодневная ситуация.
Но вот появляется незнакомка — очаровательное юное создание с куклой в руках. У неё и у куклы тоже вязаные шапочки, только беленькие. Это сама расцветающая юность, ещё не совсем расставшаяся с детством. Все ею восхищены. К ней подходит очарованный её красотой де Гриё. «Меня зовут Манон Леско», — представляется она юноше. С грустью рассказывает Манон, что она едет с братом, который сопровождает её в монастырь — такова воля её отца. Молодые люди влюбляются друг в друга, де Гриё обещает девушке спасти её от монастыря. У брата Леско свои планы: он хочет выдать Манон замуж за богача, коим является их попутчик Жеронт, престарелый генеральный казначей. Жеронт решает немедленно увезти Манон в Париж и заказывает карету. Эдмон слышит об этом и решает помочь влюблённым. Он рассказывает Манон и де Гриё о намерениях Жеронта и отправляет их в Париж в карете, заказанной богачом.
Второй акт происходит в роскошном доме Жеронта. Не привыкшая к бедности и лишениям, Манон становится любовницей старого казначея. Оригинальное решение сценического пространства предложила Мария Трегубова: интерьер богатого дома в зеркальном отражении. Большое место занимает кукла в роскошном одеянии и в драгоценностях, реагирующая на все события, происходящие в доме. Над сценой в зеркальном овале отражается оркестр театра, а когда Манон вспоминает о де Гриё и тоскует, в нём возникает пригород, где она познакомилась с юношей, и он сам, бродящий с книгой. Внизу Манон с парикмахером и учителем танцев готовится к музыкальному вечеру. По велению Жеронта в её честь исполняется мадригал, она танцует менуэт. Гости восхищаются её талантами. Но ей скучно. Гости с Жеронтом отправляются на прогулку. Манон обещает присоединиться к ним. Неожиданно появляется де Гриё. Манон радостно встречает его и вымаливает прощение за измену. Вернувшийся Жеронт застает их в объятиях друг друга. Но Манон на его претензии велит своему любовнику посмотреться в зеркало. Жеронт удаляется, пригрозив расплатой. Прибегает Леско, брат Манон, умоляет их бежать. Жеронт ведёт полицию. Манон готова бежать, но она никак не может оставить драгоценности и поспешно их собирает. Пришедшая полиция арестовывает Манон за кражу.
Постепенно благополучие первого акта и роскошь второго сменяются полным отсутствием декораций. Площадь в Гавре. На пустой сцене — люк, откуда поднимают Манон и куртизанок. Остальные осуждённые и охрана рассаживаются на принесённых простых стульях. Вместе с ними Манон должна отправиться на корабле за океан. Попытки брата организовать побег Манон срываются. Де Гриё вымаливает у капитана судна разрешение отправиться вместе с Манон.
И финал. Окрестности Нового Орлеана. Влюблённые бежали после скандала с губернатором колонии. Пустая сцена. Две с трудом бредущие фигуры. Постепенно сгущаются сумерки. На тускло светящемся заднике с унылыми видами возникают надписи и отдельные слова о том, что творится в душе Манон, как ей страшно, как она любит и не хочет умирать. Но Манон обречена.
Работа оркестра п/у Ядера Биньямини потрясла своей мощью и силой, яркими контрастами от изысканности и красоты к страшному нагнетанию страстей и страданий героев, а также точностью сбалансированного звучания всех групп оркестра, хора и солистов и раскрытия партитуры Пуччини во всём её многообразии и блеске. Да это была и не работа, а горестное повествование о кавалере де Гриё и его возлюбленной Манон Леско. Наряду с оркестром главными в этом повествовании были, конечно, солисты и, в первую очередь, исполнители главных партий Манон и де Гриё — Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов.
Спектакль ставился для Анны Нетребко. Манон — это её партия и по голосу, и по актёрскому темпераменту. Голос устоялся, и певица смогла найти в нём массу вокальных красок и подтекстов для раскрытия своей героини. Первое появление Манон в Амьене: в её голосе теплота, свет, радость, удивление и немного тревоги — не хочется идти в монастырь. Безупречна вокально и актёрски была Анна и в остальных актах, вызывая и восхищение, и сострадание зрителей.
Сразу сложился её дуэт с Эйвазовым. Голоса их прекрасно сливались, особенно в любовных дуэтах. У певца прибавилось мастерства, яркости в голосе, он легко переходил в верхний регистр и озвучивал большой зал с его сложной акустикой. Да и актёрски Юсиф заметно вырос. Их общим шедевром стал четвёртый акт —последняя совместная дорога по пустыне, наполненная любовью, страданиями и слезами, когда уже невозможно помочь слабеющей, умирающей Манон. Сколько же духовных сил надо было иметь артистам, чтобы до конца пройти этот дорожный ад и выстоять на ногах до закрытия занавеса!
Теперь об исполнителях главных партий во втором составе: Айноа Артете — Манон и Риккардо Масси — де Гриё. Оба не без проблем. У испанской певицы не хватало обаяния и женской привлекательности для Манон, иногда излишне резко звучал голос в верхнем регистре. У итальянского тенора чаще всего был зажат верхний регистр, и не всегда певец озвучивал зал. Но вот какова сила искусства: последний акт, самый тяжёлый, они провели безупречно, вызвав явное сочувствие зрительного зала.
Надо отдать должное и солистам Большого театра — исполнителям ролей второго плана, с которыми они отлично справились. В первую очередь хочется отметить Богдана Волкова (Эдмон, Фонарщик), Эльчина Азизова, Игоря Головатенко (Леско), Александра Науменко (Жеронт).
Хочется поздравить театр с хорошим спектаклем, а главное — с первым успешным участием Анны Нетребко в премьере Большого.
Фото с сайта Большого театра
Пока нет комментариев