Еще лет тридцать, даже двадцать, назад, «мужчина, поющий женским голосом» в нашей концертной практике (не говоря уже о еще более консервативных оперных театрах), был птицей экзотической, редкой, почти невозможной. Появление Эрика Курмангалиева, пожалуй, первого наиболее яркого, с громкой славой отечественного контратенора, воспринималось как нечто совершенно фантастическое, странное и невозможное. Многими тогда его голос воспринимался как курьез, недоразумение, насмешка, пародия – даже при всей его музыкальности и выразительности. Однако прошло не так уж много лет и контратенора стали почти привычными голосами наших академических залов. По крайней мере, столичных.
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Ну наконец-то — грамотная статья о контртенорах и всей этой профанации!
Несколько примечаний и поправок:
1. Фальцетовый (контртеноровый) голос был востребован только в площадном театре — как гротеск. Джулио Каччини писал, что «ничего хорошего не может выйти из фальцетового голоса… это дурновкусие». Неоднократно недобрым словом поминается и поганое интонирование — за него лично я контртеноров не фанат.
2. В церковной практике использовался т.н. «альтино» — который не совсем фальцет, а микст. У некоторых мальчиков-певцов голос и сейчас ломается очень долго и постепенно, а тогда и созревали позже, и питались хуже. Такие мальчики некоторое время могут петь в диапазоне от детского сопрано до взрослого баритона, и при некоторой тренировке, направленной не на то, чтобы сделать голос «бархатным», но чтобы сохранить высоту, они остаются такими вот прекрасными звенящими тенорами, у которых альт звучит вполне как натуральнй голос, а переход с голоса на фальцет совершенно незаметен. Еще в 13 веке описывается диета для канторов, чтобы сохранить высокий голос с большим диапазоном: она исключала мясо и ряд стимуляторов выработки тестостерона, но включала много капусты, пиво и другие продукты, богатые фитоэстрагенами. То есть пубертантный период тормозили как могли.
3. Мы можем составить довольно точное мнение, как именно звучали кастраты, потому что на сцене есть несколько натуральных сопранистов. В их числе Раду Мариан. Как правило, натуральное сопрано остается из-за криптохиаза или тому подобных пороков развития семенников. У Раду большой диапазон голоса — не удивительно, — и поет он равно прекрасно партии сопрано и женского альта.
4. Кстати, большинство кастратов были меццо и альтами, как Стефано Ланди, чей основной диапазон пролегал на уровне современного меццо, но с возможностью залезть в верхний тенор. Реально высокие ноты брали только единицы. Для кастратов вообще был характерен внушительный рабочий диапазон голоса: исследуя творчество того же Стефано Ланди, например, там две с половиной октавы. Диапазон Фаринелли составлял почти четыре октавы, и говорят, был не предел. Их голоса ценились не столько за высоту, сколько за совершенно бесполое инфернальное звучание.
5. Тестостерон у кастратов вырабатывался в совсем гомеопатических дозах, в итоге не давал загрубеть связкам и не тормозил рост. В итоге получались довольно андрогинные создания, очень высокие и с большим объемом грудной клетки. Рост того же Фаринелли был в районе двух метров. Благодаря огромной грудной клетке и очень узкому вокальному отверстию у кастратов были невероятные возможности для певческого дыхания.