В Мариинском театре в рамках Международного музыкального фестиваля «Звёзды белых ночей» выступил недавно созданный казахский театр «Астана-балет», считающийся одним из ведущих хореографических коллективов Республики Казахстан. Основная задача этого театра — развитие казахского балетного искусства и создание национальных произведений, которые, по замыслу руководителей театра, должны отличаться смелыми идеями и новыми формами.

Гайя

Гайя. Фото предоставлено пресс-службой театра Астана балет

Казахстанские гастролёры представили на суд петербургской публики два одноактных балета: «Gaia» (Гайя, Гея – богиня Земли) на музыку Хекеля Тавареса и Исаака Альбениса и «Клеопатра» на музыку Мориса Равеля. Оба спектакля шли под фонограммы. «Гайю» поставил Рикардо Амаранте (Бельгия), он же выступил в качестве художника по костюмам и свету. Гайя олицетворяет Землю, которая состоит из четырёх элементов: воды, земли, огня и воздуха. Но есть ещё один элемент, без которого невозможно представить дыхание Земли, — это лес. Каждый из пяти элементов предназначен для поддержания жизни на планете. Они едины и составляют основу Гайи – любящей и сильной, нежной и заботливой богини Земли. Хореограф-постановщик предполагал рассказать историю о планете Земля, используя средства современной хореографии. Увы, принцип «три в одном» срабатывает не всегда, и в данном случае непонятна политика театра «Астана-балет»: поручить создание целого спектакля малоизвестному хореографу, никак не проявившему себя ранее ни в искусстве сценографии, ни в создании театральных костюмов… Сценография представляла собой видео-картины воды, облаков, леса, огня и т.п., причём, излишняя яркость этих слайдов била в глаза. Костюмы — простые белые платья с подкрашенными в размытые цвета подолами. В таких платьях, только без раскраски, девочки-ученицы хореографических училищ занимаются в классах. А «современная хореография» состояла из массовых пробежек труппы от одной кулисы к другой. Помимо этого, время от времени танцовщицы рассыпались по сцене, изображая линии невнятных очертаний, пару раз одна-две балерины замирали в арабеске, и это, пожалуй, всё. Отличить одну стихию от другой по хореографическому языку было совершенно невозможно.

В театре «Астана-балет» нет мужчин. То ли это принцип коллектива, то ли дефицит мужчин-солистов, но факт остаётся фактом, и он сильно обедняет и так не отличающиеся богатством хореографические возможности труппы.

Фото - Валентина Барановского

Фото — Валентина Барановского

Кстати, отсутствие танцовщиков-мужчин повлияло и на постановку «Клеопатры» — хореограф-постановщик Николай Маркелов (Россия) создал спектакль с необычным сюжетом о борьбе за трон Клеопатры (Риза Канаткызы) и её сестры Арсинои (Жибек Мешитбай). Клеопатра, сияя красотой, появляется, подобно богине Афродите, из морской пены в окружении нимф. За ней следует Арсиноя, тоже красивая и изящная. Сёстры дружны, они примеряют наряды и украшения и радуются им. Однако в глубине души каждая мечтает стать царицей Египта. Богиня Судьбы Лахесис (Ансаган Кобентай) распаляет фантазию девушек – в её руках появляется па-схемти (корона древнеегипетских фараонов), но только одна из красавиц сможет обладать ею. Теперь сёстры становятся заклятыми врагами. Их поединок, устроенный Лахесис, должен решить, кто сможет получить из её рук па-схемти.

Николай Маркелов, хореограф. Фото предоставлено пресс-службой театра Астана балет

Николай Маркелов, хореограф. Фото из Facebook.com

«Клеопатра»- зрелищный спектакль, и в этом большая заслуга сценографа Сергея Новикова и художника по костюмам Анны Якущенко. Платья египтянок элегантны и роскошны, особенно Клеопатры и её сестры. Великолепны «старинные» египетские лодки, украшенные скульптурами и майоликой, на которых в одной из сцен приплывают сестры-соперницы. «Золотые» пирамиды, то уменьшающиеся, то увеличивающиеся в зависимости от хода развития событий тоже добавляют постановке атмосферы роскоши. К сожалению, видео-оформление Кирилла Маловичко, за исключением пирамид, аляповатое и мельтешашее, и содержит в себе много абстракции, противоречащей реалистичности постановки, пусть даже эта реалистичность – сугубо театральная. Но в целом, «Клеопатра» — броское шоу. Николаю Маркелову не откажешь в полёте фантазии и чувстве стиля: движения Клеопатры и Арсинои – царственно элегантны и неспешны, причем, в хореографических образах сестёр передается характер каждой, а сколько злорадства и величественности в позе Клеопатры — победительницы! Также в духе Древнего Египта, каким мы его себе представляем, созданы Маркеловым партии свит Клеопатры и Арсинои, нереид и гарпий. Но ограниченные профессиональные возможности труппы не дали идеям балетмейстера «разгуляться» — танцы «египтянок» очень просты и не содержат сколь-либо сложных элементов. Тем не менее, рука мастера и в таких условиях сделала своё дело: позы артисток, их пластика – всё работает на образ, на сюжет.

С одной стороны, хорошо, что фестиваль «Звёзды белых ночей» приглашает для участия в своей программе целые коллективы, а с другой – очень странно, что только начавший творческий путь театр «Астана-балет» получает уже не первую(!) возможность выступить на мариинской сцене, которая за более чем два века своего существования привыкла к совсем другому уровню исполнителей, как и публика, приходящая в Мариинский театр. Название фестиваля – «Звёзды белых ночей» говорит само за себя, и руководству этого фестиваля надо держать планку, т.к. казахстанскому театру до звёзд ещё расти и расти.

Все права защищены. Копирование запрещено.