«Отвори потихоньку калитку. И войди в темный сад ты, как тень…». Лирические строки русского романса конца XIX века мгновенно возрождают в нашей памяти множество разных исполнительских интерпретаций. Но из всех прочтений самое трогательное и сокровенное по праву принадлежит народной артистке СССР Нани Брегвадзе.

Нани Георгиевну лучше не называть эстрадной певицей, но и академической исполнительницей она не является. Не в этом ли заключен феномен её уникальности? И как случилось, что пианистка с консерваторским дипломом, не прошедшая вокальную школу, стала певицей, способной спеть романс так, как никогда и ни один оперный солист не сможет?

Артистов много, индивидуальностей – единицы. На их Олимпе, безусловно, царит и Нани Брегвадзе. Её личный стиль и, более того, даже жанр, совершенно особенная манера пения – всё это по-настоящему эксклюзивно, неповторимо.

Охарактеризовать Нани Брегвадзе словами крайне трудно, но есть один эпитет, максимально подходящий – красота. Её внешняя красота органично обогащается внутренней, неподвластной объяснению. Наверное, эту красоту создает целый комплекс качеств: интеллигентность, доброжелательность, интеллект, мудрость, чуткость и трепетность.

Её главное достоинство? Искренность, в которую абсолютно веришь и в которой не сомневаешься. Она правдива во всем: в музыке, в общении, в отношении к слушателям. Не только сейчас, в наше сложное время, но и всегда, это – настоящая редкость.

Нани Брегвадзе на сцене уже 60 лет. За огромный творческий путь ей удалось, прежде всего, главное – не потерять себя. Сейчас, как и полвека назад, она поет всё так же глубоко и пронзительно. Мне кажется, на своих концертах она дарит слушателям нечто большее, чем радость или счастье, но, опять же, объяснение этому за рамками литературных возможностей. При соприкосновении с её искусством немыслимо остаться равнодушным, невозможно не откликнуться душой и сердцем, переживая и проживая вместе с ней бесконечный круговорот эмоций и настроений.

В сентябре легендарная певица дала сольный концерт «Голос сердца» на сцене Большого зала Московской консерватории. Сразу обращу внимание, что событие не имело ни малейшего пафосного оттенка: звучала качественная музыка, звучала строго и просто, и, возвышаясь в этой сложнейшей простоте, достигала ума и чувств каждого слушателя в зале.

В начале вечера Российский государственный симфонический оркестр кинематографии исполнил Увертюру на темы песен грузинских композиторов, которые аранжировал и собрал воедино Николоз Рачвели – часть концерта именно он, сидя за роялем, руководил оркестром, аккомпанируя Нани Брегвадзе.

Грузинские песни в ее исполнении – словно невидимый фотоальбом тех прекрасных мест. По-моему, всю душевную прелесть и великолепную роскошь Грузии по ним можно хорошо себе представить, если даже никогда не был в этой стране. Настолько сильна колоссальная энергетика певицы.

Особенно хороша «Песня о луне» (музыка Георгия Цабадзе, стихи Мориса Поцхишвили). В 70-х Нани Брегвадзе озвучивала фильм «Мелодии Верийского квартала». С тех пор в репертуаре певицы эта песня занимает важное место, напоминая о доброй дружбе с Софико Чиаурели, исполнившей главную роль в картине. Кстати, об этом и многом другом Нани Георгиевна ненавязчиво и очень благодарно рассказывала своим поклонникам: мы вспомнили Беллу Ахмадулину и других выдающихся людей, причастных к творческой судьбе артистки.

Жемчужина концерта – русские романсы. В ансамбле с певицей выступил талантливый пианист Александр Сариев. Сам жанр романса в исполнении Нани Брегвадзе, пусть повторюсь, но уникален.

Она от природы необыкновенно одарена чистым, теплым и мягким тембром голоса. Так совпало, что для необходимой выразительности в романсовом репертуаре он подошел идеально. Я осмелюсь назвать её исполнительскую манеру близкой к народной, но соединенной с классической культурой звукоизвлечения: такой микст сам по себе не нов, но почему-то только у одной Нани Брегвадзе он получается на высоком художественном уровне.

«Роза», «Но я вас всё-таки люблю», «Только раз бывает в жизни встреча» – у большинства меломанов эти романсы на слуху, и даже по записям самой Брегвадзе. Интересно: всякий раз любой романс или песня звучат у неё по-новому, в разное время своего творческого пути она неустанно открывала и открывает для нас сейчас неведомые грани, казалось бы, хорошо знакомых мелодий. И всё это на микроуровне: акцент на другое слово, «волшебство» с динамикой и нюансами, «звучащие» паузы…

Будто в подтверждение одной из своих главных способностей Нани Брегвадзе исполнила в новой оркестровой аранжировке знаменитую песню «Снегопад»: её точно знают все, она самая популярная в репертуаре певицы. В этой трактовке чуть скрылась некоторая ритмическая подвижность, звучание приобрело практически молитвенное состояние, а это не могло не приковать слушательское внимание даже еще сильнее, чем прежде.

На одну сцену с Нани Брегвадзе теперь часто выходят её дочь Эка Мамаладзе и внучка Наталья Кутателадзе, и этот вечер не стал исключением. Эка и Наталья – замечательные певицы, избежавшие в своем творчестве подражания. Они не копируют стиль Нани Георгиевны, у каждой есть свой исполнительский почерк, еще раз подчеркивающий чудесный музыкальный вкус и высокую культуры их семьи.

В финальной песне «Тбилисо» (в исполнении трио) получилось прекрасное сочетание великолепного грузинского многоголосия. Не перестаю восхищаться феноменом этой песни: в достаточно тихом, спокойном и сосредоточенном звучании удивительным образом рождается невероятная сила и грандиозная, одухотворяющая мощь.

Искусство Нани Брегвадзе вечно, как не имеет никакого срока то, что мы никогда не перестанем любить. На каждом концерте певицы – неизменный аншлаг, в зале – разнообразная по возрасту слушательская аудитория, способная оценить то огромное счастье, что мы до сих пор имеем возможность слушать её голос – голос сердца. Слушать и, наверное, становиться хотя бы немного, но лучше и светлее.

Фото: Табриз Шахиди

Все права защищены. Копирование запрещено