(р. 1956)
Надежда Васильевна Павлова – уроженка города Чебоксары – появилась на свет в 1956 г. Занимаясь балетом в кружке Дома пионеров, она проявила незаурядные способности, и на одаренную девочку обратили внимание члены комиссии, прибывшей из Пермского хореографического училища с целью выявления талантливых детей. Надежда стала ученицей этого заведения, где наставляла ее Людмила Сахарова.
Звездный час для юной балерины наступает на предпоследнем курсе. Павлова отправляется в столицу на II Международный конкурс артистов балета – и удостаивается Гран-при. Чтобы в полной мере оценить степень ее триумфа, следует учесть, что и на первом конкурсе, и в последующие годы Гран-при удостаивались исключительно танцовщики-мужчины. Как победительница конкурса Павлова отправляется на зарубежные гастроли с Большим театром. Именно тогда критик Арлен Кроче обратил внимание на восходящую звезду и предрек, что новый стиль, созданный Павловой, назовут стилем Большого театра 70-х годов.
Критик оказался прав. Правда, Надежда Павлова в Большой театр попала не сразу – закончив училище, она стала артисткой Пермского театра, где впервые исполнила партии Джульетты и Жизели, но такой одаренной балерине путь на прославленную сцену был предначертан. И она становится артисткой Большого театра. Произошло это в 1975 г., испытание было нелегким – ее интерпретацию роли Жизели оценили пять опытных исполнительниц этой партии. Вопреки сложившейся традиции, Павлова попала в труппу не как артистка кордебалета, а сразу же в качестве солистки.
Успех балерины был невероятным: зрители, стремясь попасть на спектакли с ее участием, даже зимой занимают очередь в театральную кассу по ночам, газетные рецензенты с восторгом пишут о ее «легком дыхании», большом, но в то же время исключительно легком шаге. Ею восхищаются коллеги: по мнению Майи Плисецкой, Павлова «слишком хороша», Юрий Григорович говорит о «прирожденной грации и тонком вкусе», а Асаф Мессерер видит в ней «загадку по самому высокому счету».
Но не одно лишь природное дарование было залогом успеха – Надежда Павлова отличалась исключительной работоспособностью, которая позволяла ей осваивать партию за партией: Китри, Фригия, Ширин, Аврора, Эола в «Икаре», Геро в «Любовью за любовь». Но балетмейстер Андрей Петров обратил особое внимание на ее интерпретацию роли Джульетты и на сцену безумия Жизели. Его поразило сочетание экспрессивности и утонченной лирики, хореографу даже показалось, что имеющийся репертуар не позволяет балерине полностью раскрыть свою творческую индивидуальность – но он понял и почувствовал, как нужно ставить балет для этой исполнительницы. В своей постановке балета Белы Бартока «Деревянный принц» Андрей Петров создает партию Принцессы для Надежды Павловой. К сожалению, эта партия так и осталась единственной, поставленной специально в расчете на нее.
Творческие достижения балерины были по достоинству оценены не только зрителями и критиками, но и властью – в двадцативосьмилетнем возрасте Надежда Васильевна удостаивается звания народной артистки СССР. Но почивать на лаврах исполнительница не может и не хочет – ей не по душе вновь и вновь повторять одни и те же партии, творческой личности требуется нечто новое. Большой театр такой возможности не дает – но есть творческие вечера в концертном зале «Россия». Здесь балерина имеет возможность представить такие произведения, которые московской публике почти не знакомы – постановки Джорджа Баланчина, Мориса Бежара. Остается только пожалеть, что эти хореографы не работали с Павловой. Не поставил ничего для нее и Ролан Пети, хотя и восхищался ее нежностью и музыкальностью, когда балерина выступала во Франции.
Новую страницу в творчестве Надежды Павловой открыл фильм-балет «Поэмы», созданный в 1981 г. В трех одноактных балетах, поставленных Борисом Барановским на музыку Ференца Листа, балерина исполнила роли, каких у нее никогда не было в театре – Офелия в «Гамлете», Эвридика в «Орфее», Мария в «Мазепе». Это были партии драматического плана, и именно в это время в сценическом образе артистки появляется особый драматизм, прежде не свойственный ей – что даже дает критикам повод говорить о «другой Павловой».
Балерину по-прежнему превозносят зарубежные критики, восхищаясь ее интонацией пластики, энергией, излучаемой ее телом. В СССР о ней в это время пишут меньше, да и выступает она реже – но каждый спектакль с ее участием становится значимым событием, которого публика ждет с нетерпением. Появляются в ее репертуаре новые роли: Сильфида, Никия, в труппе Станислава Власова она выступает в комедийной роли Флоретты в балете «Синяя борода», а также исполняет роль Кармен в спектакле труппы Виктора Смирнова-Голованова.
Деятельность Павловой в 1990-х гг. не ограничивается выступлениями на сцене. В 1992 г. она создает «Театр балета Надежды Павловой» и в течение двух лет возглавляет его, а в 1995 г. становится художественным руководителем другой труппы – «Ренессанс-балет».
В 1998 г. артистка в последний раз танцует Жизель, в 1999 – Аврору, а в 2001 г. завершила исполнительскую карьеру творческим вечером на сцене Пермского театра, где когда-то начинала свой путь.
Оставив сцену, Надежда Павлова служит балетному искусству как репетитор: с 2007 г. – в театре Наталии Касаткиной и Владимира Василева «Классический балет», а с 2013 г. – в Большом театре. Надежда Васильевна является профессором Российской академии театрального искусства.
Музыкальные Сезоны
Интервью с Надеждой Павловой можно прочитать здесь
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев