«На высокой ноте»

Своё 33-е европейское турне Чикагский симфонический оркестр под управлением Риккардо Мути завершил концертами в Баден-Бадене и Франкфурте-на-Майне.

Чикагский симфонический оркестр

Чикагский симфонический оркестр под управлением Риккардо Мути. Фотограф — Todd Rosenberg (Chicago Symphony Orchestra)

За две недели оркестр совершил гастроли в Париже, Гамбурге, Милане, Вене и Ольборге.

Чикагский симфонический оркестр входит в «большую пятерку» лучших оркестров мира. Коллектив был создан в 1861 году, около шестидесяти раз его записи получали престижную музыкальную премию «Грэмми». В разное время с оркестром работали Сергей Рахманинов, Морис Равель, Рихард Штраус, Сергей Прокофьев, Аарон Копленд, Арнольд Шёнберг, Леонард Бернстайн, Леопольд Стоковский, Юджин Орманди. В 2008 году Чикагский симфонический оркестр был назван лучшим оркестром США (и пятым в списке лучших оркестров мира) по версии музыкального журнала Gramophone.

Риккардо Мути возглавил коллектив в 2010 году. В числе основных приоритетов на посту главного дирижёра Чикагского оркестра маэстро считает сохранение исторического наследия оркестра, поддержку молодых музыкантов и привлечение к выступлениям известных исполнителей.

Ежегодно коллектив дает свыше ста пятидесяти концертов в год, в том числе в рамках старейшего американского летнего фестиваля «Равиния», постоянным резидентом которого он является с 1936 года.

Оркестр дважды приезжал с концертами в Россию – в 1990 и 2012 годах.

Риккардо Мути. Фотограф — Todd Rosenberg (Chicago Symphony Orchestra)

Программа выступления американских музыкантов на сцене Фестшпильхауса Баден-Бадена открылась Концертной музыкой для струнных и медных духовых, соч. 50 Пауля Хиндемита. Это произведение принято ещё называть «Бостонской симфонией». Оно было написано Хиндемитом по заказу главного дирижёра Бостонского симфонического оркестра Сергея Кусевицкого по случаю пятидесятилетия коллектива.

В продолжение программы Риккардо Мути продирижировал одно из своих любимых сочинений – концертную увертюру «На юге» (Alassio) Эдуарда Элгара. Поводом для её создания стала зимняя поездка композитора в Алассио, один из красивейших городов итальянской Ривьеры. Музыка увертюры романтична, её пасторальные эпизоды напоминают страницы оркестровых сочинений Рихарда Штрауса и Антона Брукнера.

Подлинным откровением стало второе отделение программы, посвящённое творчеству Модеста Мусоргского.

В фантазии для оркестра «Иванова ночь на Лысой горе» (оркестровая редакция Николая Римского-Корсакова), равно как и в прозвучавших вслед за ней «Картинкам с выставки» (оркестровка Мориса Равеля), Риккардо Мути уделил внимание тембровой палитре и штрихам. Чикагский симфонический оркестр порадовал объёмным звуком, пёстрой радугой динамических оттенков. Каждую из пьес цикла Мути превращал в отдельный шедевр, будь то неуклюжий «Гном», призрачный «Старый замок» или лихорадочное «Быдло», соседствующее с полным беззаботности «Балетом невылупившихся птенцов». Маркированной танцевальности «Бабы-Яги» («Избушки на курьих ножках») Риккардо Мути придал нарочито колкое звучание оркестра с его бурными тутти, подобными дуновению внезапно налетевшего ветра. Венчающий цикл апофеоз «Богатырские ворота. Во стольном городе во Киеве» был полон оптимизма и торжества.

Спустя день прославленный американский оркестр принимала публика франкфуртской Alte Oper. И снова ещё одна впечатляющая программа. Разумеется, маэстро Мути не мог обойти своим вниманием родную итальянскую музыку. Приятной неожиданностью стала возможность услышать «Размышление» (Contemplazione), соч. 1878 года Альфредо Каталани (автора знаменитой оперы «Валли»). Музыка этой трогательной миниатюры для оркестра поразила своей искренностью и ясной кантиленой. В симфонической поэме «Дон Жуан» Рихарда Штрауса, продолжившей музыкальный вечер, оркестр блеснул филигранно отточенной техникой игры. «Дон Жуан» Риккардо Мути пленил своей искристой лёгкостью и непринужденностью.

Восторженное отношение итальянского маэстро к музыке Чайковского известно во всём мире. Записи всех симфоний композитора с Филадельфийским симфоническим оркестром вызвали большой резонанс и до сих пор пользуются всеобщим успехом. Для европейских гастролей с Чикагским симфоническим оркестром Риккардо Мути выбрал Четвёртую симфонию композитора. Масштабное произведение 1877 года стало итогом всего предшествующего творчества Чайковского. Он посвятил Четвёртую симфонию своей покровительнице Надежде фон Мекк.

Изумляла благородно-сдержанная манера дирижирования Риккардо Мути, его безупречное отношение к форме и темповой драматургии сочинения. Поразительно было наблюдать за чудесной ансамблевой игрой солистов Чикагского оркестра, каждый из которых сам по себе уникальная личность.

В обоих концертах на бис Чикагский симфонический оркестр вдохновенно исполнил увертюру к опере Джузеппе Верди «Набукко», полную страсти и драматизма.

 

Баден-Баден – Франкфурт-на-Майне (Германия)

Специально для Музыкальных Сезонов

 

Все права защищены. Копирование запрещено

 

Просмотров: 23