30 октября в Большом зале Московской консерватории прошел концерт Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. Звучала музыка Петра Ильича Чайковского

Госоркестр Республики Татарстан

Госоркестр Республики Татарстан – один из лучших коллективов России. Александр Сладковский возглавил его в 2010 году, и за семь лет работы радикально изменил ситуацию в коллективе. ГСО РТ под руководством Сладковского – первый российский региональный коллектив, чьи выступления записаны на телеканалах Medici.tv и Mezzo. С оркестром выступают известнейшие музыканты России и мира. Наряду с абонементными концертами в Московской филармонии, в предстоящем сезоне у оркестра – персональный абонемент в Большом зале Московской консерватории и выступления в Концертном зале Мариинского театра.

В этот вечер звучала музыка Чайковского. Первое отделение открывала симфоническая фантазия для оркестра «Франческа да Римини». С самого начала, с неторопливого вступления, рисующего адские бездны, мы погрузились в неповторимую атмосферу пятой части «Божественной комедии» Данте Алигьери. Удар тамтама, хроматические аккорды у медных духовых, а затем напряженные ходы басов (фаготы, виолончели и контрабасы) ярко нарисовали картину ужаса, оцепенения перед открывающимися страшными картинами. Кружение адских вихрей в тремоло струнных, поистине адское кружение с быстрыми, стремительными пассажами деревянных духовых, грозные аккорды медных, мощные tutti точно и красочно передавали сюжет первого раздела фантазии. Центр фантазии – «рассказ Франчески», простая и печальная, глубоко человечная мелодия, которую исполнял теплый тембр солирующего кларнета. Оркестр нарисовал удивительную по своей красоте и проникновенности картину – слушатели сидели, затаив дыхание, боясь пропустить хоть один звук. Но жестокие фанфары, абсолютно чуждые этой музыке, словно пробудили публику от прекрасного сна. Вернулась музыка первого раздела – адские вихри, мощный подъем на заключительную кульминацию и невероятно эмоциональный, резкий и жесткий конец произведения.

Завершал первое отделение фортепианный концерт № 1 Чайковского, солировал лауреат многих международных конкурсов Дмитрий Шишкин. Одно из самых известных и исполняемых произведений, ставшее своеобразным символом русской музыки, невероятно сложно для исполнения. И дело не только в технической сложности. Эта музыка требует очень чуткого восприятия русской музыки, точного понимания стиля, гармоничного сочетания виртуозности и лирики. Этот концерт принадлежит к тем произведениям, в которых очень легко «перейти черту». Часто встречаются исполнения намеренно техничные, без намека на лирику, отстраненные от каких-либо переживаний. Другая же сторона – когда исполнители в эмоциональном порыве забывают про чувство меры и превращают концерт в «городской романс». Найти золотую середину удается мало кому.

Исполнение Дмитрия Шишкина было очень гармоничным, во многом благодаря темповым решениям. Предельное внимание к каждому повороту, к каждому звуку пассажей потребовало некоторой сдержанности темпа в первой части, но это очень хорошо отразилось на содержательной стороне музыки. При некоторой ее импровизационности, ни на один момент не понизилось напряжение. Грандиозная интродукция сразу приковала к себе внимание каждого слушателя, приготавливая его к чему-то большому и значительному. Это – то выступление, которое хочется не анализировать, а просто слушать, погружаясь в чарующие, чистые звуки музыки. Все звучало искренне, с таким блеском, который не ради блеска показного, а потому что по-другому просто нельзя играть такую музыку. Постепенное неуклонное нарастание привело к заключительной кульминации – с перекличкой оркестра и мощных аккордовых пассажей у фортепиано. По поводу этой кульминации Сергей Иванович Танеев говорил: «…Та высшая степень энергии, которую проявляет пианист, вступая с этой фразою, сообщается им оркестру», – подчеркивая, что его следует играть «сильно и энергично».

Фото предоставлены пресс-службой ГСО РТ

Две последующие части, по сравнению с первой, невелики и не так сложны. Обаятельное, нежное, поэтичное Andante semplice является одним из прекрасных образцов светлой лирики Чайковского. Исполнение второй части было эмоционально насыщено, богато использовались тембровые возможности фортепиано, удивительно большая градация звука, от камерного pianissimo до певучего, схожего с духовыми, forte. Финал концерта представляет выход вовне, из сферы внутренних душевных переживаний в шумный и пестрый мир народного веселья. Невероятно быстрый темп вводил публику в атмосферу шумного праздника, всеобщего гуляния, радости. Замечательной особенностью этого исполнения было полное взаимопонимание между солистом и дирижёром, без чего столь сильное художественное впечатление было бы недостижимо. Казалось, что и пианист, и оркестр, и дирижер идут на одной эмоциональной волне, вовлекая в это состояние весь зал.

Во втором отделении прозвучала симфония «Манфред» – прямое продолжение первого отделения. Полностью погрузившись в мир образов П.И.Чайковского, слушатели воспринимали эту музыку, как что-то знакомое, родное. Противопоставление отчаяния и радости, переходы от тьмы к свету, красочность и богатство музыкального языка – все это очень точно, тонко и со вкусом передал замечательный коллектив.

Все права защищены. Копирование запрещено