В 1900 году, после завершения оперы «Сервилия», Н. А. Римский-Корсаков задумывался о новом произведении. Музыкальный критик Е. М. Петровский предложил ему создать оперу «Иван Королевич» на сюжет русской народной сказки – и даже предоставил готовое либретто. Сказочные сюжеты были близки Н. А. Римскому-Корсакову всегда, но либретто Е. М. Петровского ему не понравилось, и он принялся его переделывать, создавая практически новый вариант. В этом ему помогала дочь Софья.
Сюжет подвергся переработке, в частности, появилась героиня, которой нет ни в одной русской народной сказке – Кащеевна. Не в яйце, не на конце иглы спрятана Кащеева смерть, а в слезах его дочери.
Опера «Кащей Бессмертный» отличается от других сказочных опер Н. А. Римского-Корсакова – это единственное его произведение, где главная роль отдана силам зла. Настроение оперы композитор охарактеризовал как «мрачное и безотрадное, с редкими просветами, а иногда и с зловещими блёстками». На всем здесь лежит печать холода и мрака – не случайно автор назвал оперу «осенней сказочкой» (в противоположность «Снегурочке» – исполненной света и тепла «весенней сказке»). Действующие лица – не столько живые люди, сколько обобщенные символы. Совершенно безлична Кащеева свита – она даже не появляется перед зрителем, играющий ее роль хор поет исключительно за сценой. Жанровые элементы сосредоточены в основном в характеристике положительных персонажей – в партии Ивана-королевича и Царевны, но и они преломляются через призму общего мрачного колорита «осенней сказочки»: в колыбельной Царевны нет тепла (она проходит в соль-диез миноре – тональности, которую Н. А. Римский-Корсаков воспринимал как «холодную», а в сцене Ивана-королевича с Кащеевной жанровый тематизм в его партии подчиняется интонациям Кащеевны.
Господство темных сил определило характер музыкального языка оперы – множество хроматизмов, диссонирующих созвучий, увеличенные и уменьшенные гармонии. В области формы Н. А. Римский-Корсаков в опере «Кащей Бесмертный» взял курс на непрерывность, связность музыкального развития. Некоторая завершенность форм появляется лишь в отдельных моментах – преимущественно лирических. В опере в целом главными формообразующими факторами становится система лейтмотивов и тональный план, который продуман автором очень тщательно. В этом проявляется присущий Н. А. Римскому-Корсакову цветной слух. Например, сцена Кащеевны, в которой героиня зачаровывает Ивана-королевича, начинается в ля-мажоре, который был для композитора «ясным, розовым».
Система лейтмотивов в опере «Кащей Бессмертный» – как замечает Н. А. Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни» – «во всем ходу». Лейтмотивами наделены все персонажи, и эти темы по ходу действия могут видоизменяться, но всегда сохраняют свой индивидуальный облик, оставаясь узнаваемыми. Главная роль принадлежит хроматической теме Кащея – тоскливой, «мертвенной». Она пронизывает собою всю музыкальную ткань, задавая тон опере. В музыкальной речи самого Кащея эта тема появляется лишь к концу произведения, а до этого проводится только в оркестре. Подобный прием не является типичным для Н. А. Римского-Корсакова вообще и этой оперы в частности, где лейтмотивы (в отличие от вагнеровских опер) чаще всего развиваются в вокальных партиях – и это заставляет задуматься, что стоит за таким штрихом к образу: может быть, Кащей, обретя бессмертие, не властен над своей судьбой?
Опера «Кащей Бессмертный» состоялась в Москве 12 декабря 1902 года, на сцене Солодовниковского театра, силами Товарищества русской частной оперы, под управлением М. Ипполитова-Иванова. Партию Царевны Ненаглядной Красы исполнила Н. Забела-Врубель, Кащея – Ф. Ошустович, Ивана-Королевича – М. Бочаров, Кащеевны – В. Петрова-Званцева, Бури-Богатыря – В. Осипов. Отзывы критиков были не менее восторженными, чем реакция публики.
Тремя годами позже на сцене Драматического театра им. В. Комиссаржевской состоялась петербургская премьера оперы «Кащей Бессмертный». Ее осуществили студенты Петербургской консерватории под руководством Н. А. Римского-Корсакова. Спектакль проходил в атмосфере бурных событий 1905 года, ситуация усугублялось тем, что незадолго до него композитор был уволен из Петербургской консерватории за поддержку требований бастующих студентов. В образах-символах оперы современникам виделись политические аллегории: Кащей ассоциировался с самодержавием, а пленная Царевна Ненаглядная Краса – с Русью, которая должна быть освобождена… Полиция прервала спектакль, обернувшийся политической демонстрацией, опустив на сцену железный занавес. После этого о постановке оперы в императорских театрах не могло быть и речи. Лишь в 1917 году произведение было представлено на сцене Большого театра.
Музыкальные сезоны
Пока нет комментариев