Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве представит современную версию оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама», премьера состоится 6 ноября, а 2 и 3 ноября прошли первые прогоны.

Спектакль создавала команда мастеров высшего класса — музыкальный руководитель и дирижер Александр Лазарев, режиссер Александр Титель, сценограф Сергей Бархин, художник по костюмам Мария Данилова.

Премьера «Пиковой дамы» состоится 6 ноября — в день смерти Чайковского. «В этот день мы вспомним Петра Ильича, и надеемся, что он нас услышит», — сказал накануне генеральной репетиции Титель.

Создатели решили перенести действие оперы на 100 лет вперед. Все происходит в Петербурге накануне Первой мировой войны.

«Нам захотелось шагнуть на век вперед, потому что мне кажется, что музыка Чайковского гораздо ближе к Серебряному веку, чем к Золотому, куда ее обычно адресуют, поскольку сюжет пушкинский. Но взяв эту сюжетную коллизию, Петр Ильич писал музыку своего времени, которая предчувствует, предваряет и даже начинает век Серебряный. В этой музыке очень много тревоги, ощущения трагического, приближения катастрофы», — сказал Титель.

И музыка Чайковского в исполнении оркестра под управлением выдающегося дирижера Александра Лазарева, становится безусловным и главным героем спектакля. Лазарев представит публике именно ту музыку, которая изначально была написана Чайковским, убрав все штампы и наслоения, которые произошли за 126 лет существования оперы «Пиковая дама». Музыка будет звучать в тех темпах, в которых создал оперу композитор.

Нынешняя постановка — третья в истории театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Первую осуществил Станиславский в 1930-м году, вторую в 1976-м — Лев Михайлов, и вот его ученик Александр Титель создает свою, третью версию. Это 25-й спектакль режиссера на этой сцене.

Титель сказал, что долго не мог решиться на постановку «Пиковой дамы», боялся, считал, что не готов. «Страшно, потому что это одно из величайших мировых творений, просто выше не бывает. И эта опера очень трудна для реализации. Та совокупность реализма, мистики, фантасмагории, которая в ней есть, делает это сочинение не просто реализуемым. Но сейчас, приближаясь к 100-летию нашего театра, мне показалось важным создать новую версию «Пиковой дамы», — признался он.

По словам режиссера, «Пиковая дама» — это типично петербургская история. «У нас Петербург после наводнения, которое действительно было в 1916 году. В момент, когда отхлынула вода, но повсюду еще лужи. Ветер и вода — это часть природы этого города, его красоты, его неповторимости, его мифа, и нам важно было это внести в визуальный ряд спектакля» — сказал Титель.

Режиссер задал ускорение спектаклю, смена сцен одна за другой происходит стремительно. И это ускорение, по его мнению, объясняется самим временем. «У Чайковского есть драматургия смены сцен, но в театре его времени не было возможности это осуществить. Мы поставили себе это, как одну из задач. Смена тональностей во всех смыслах — не только музыкальных, но и атмосферных, человеческих, ситуативных. И это, мне кажется, играет свою роль — нагнетает какую-то линию беспокойства и тревоги, которая есть в спектакле», — отметил он.

Исполнители партий Лизы и Германа считают эту трактовку интересной, и они с огромным увлечением и энтузиазмом работали над спектаклем.

«Мне кажется интересной нынешняя современная трактовка, когда действие перенесено на 100 лет вперед, и все происходит в предвоенном Петербурге», — сказал перед генеральной репетицией Николай Ерохин, исполнитель партии Германа.

По словам артиста, его Герман — человек без кожи, нервный, взрывной, такой, каких сегодня можно часто встретить.

Ксения Мусланова, исполнительница роли Лизы, впервые выйдет на сцену театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. «Для меня — это дебют на сцене Музыкального театра, и выступать впервые — и сразу в главной партии — огромная ответственность. Но репетиционный процесс так меня захватил, что я об этом совсем забыла. Вся команда была настолько едина и проникнута Чайковским и Пушкиным, что работа шла слаженно и доставляла большое наслаждение», — призналась Мусланова.

По словам артистки, ее Лиза — очень женственная, самоотверженная, любящая, нежная, вдохновляющая. «Пушкин и Чайковский расходятся в интерпретации и в отношении моей героини. Но мне ближе Чайковский, он ведет линию любви, а любовь, я уверена, самое главное в жизни, именно любовь руководит нами», — сказала она.

В спектакле партию Лизы исполняют две актрисы — Елена Гусева и Ксения Мусланова. Также и два Германа — Николай Ерохин и Нажмиддин Мавлянов. В роли Графини — Елена Заремба и Наталья Владимирская.

РИА Новости