У Модеста Петровича Мусоргского было немного близких друзей, и одним из них был Виктор Гартман – самобытный художник, архитектор, сценограф. Современникам Гартман запомнился как обаятельный и веселый человек, вечно увлекающийся и фантазирующий. Безвременная смерть его в 1873 г. стала для Мусоргского тяжелым ударом. В феврале следующего года стараниями Владимира Стасова состоялась выставка произведений художника. В разнообразии экспозиции отражалось разностороннее дарование Гартмана: рядом с картинами маслом выставлялись архитектурные проекты, с акварелями и набросками с натуры соседствовали эскизы костюмов для театра. К сожалению, из всех картин и рисунков, представлявшихся на выставке, сохранились лишь шесть работ – местонахождение прочих остается неизвестным, поскольку во время выставки они были проданы.
Уже в те дни, когда шла выставка, Мусоргский импровизировал на фортепиано на тему работ Гартмана, а летом того же года у композитора сложился замысел фортепианной сюиты, призванной увековечить память умершего друга. Во время работы над сюитой композитор упоминал ее под названием «Гартман», но в конечном итоге она получила заглавие «Картинки с выставки». Одиннадцать программных пьес – это не «музыкальные иллюстрации» к творениям Гартмана, а результат свободного полета фантазии, для которой картины послужили лишь исходной точкой.
Первая пьеса – «Прогулка» – это своеобразный музыкальный автопортрет («Моя физиономия в интермедах видна», – говорил Мусоргский). Эта энергичная мелодия отмечена чертами русской песенности – в частности, переменным размером, она периодически возникает между пьесами, придавая цельность циклу. Трансформации темы, отражают впечатления автора от просмотренных произведений.
В пьесе «Гном» Мусоргский передает не столько содержание рисунка, изображающего щипцы для раскалывания орехов в форме гнома, сколько «портрет» сказочного персонажа. Динамические контрасты, сопоставления оживленных фраз и остановок движения, аккордовой фактуры и октавного изложения создают образ поистине зловещий.
Сокращенная тема «Прогулки» приводит к третьей пьесе – «Старому замку». По свидетельству Стасова, речь шла о зарисовке руин реально существовавшего замка, сделанном Гартманом за границей, но художник не ограничился рисунком с натуры – возле замка он изобразил трубадура, поющего под аккомпанемент лютни. Средневековый колорит создается неизменным органным пунктом, опорой на квинту. На этом фоне развертывается меланхолическая мелодия в духе баллады.
Печальному третьему номеру контрастирует «Тюильрийский сад (Ссора детей после игры)»: изложение мелодии, в высоком регистре, мажор с повышенной IV ступенью, ритмические фигуры, напоминающий детские считалки.
Следующая пьеса – «Быдло» – вдохновлена изображением тяжелой польской телеги с большими колесами, влекомой волами. Однообразное чередование тяжелых аккордов передает движение такой телеги, на этом фоне разворачивается «бесконечная» мелодия (песня погонщинка).
Возвращение «Прогулки» подводит к «Балету невылупившихся птенцов» – изящного скерцо с легкой фактурой, с многочисленными форшлагами в верхнем регистре. Этот номер связан с эскизом балетных костюмов.
Следующую пьесу Мусоргский озаглавил «Самуэль Гольденберг и Шмуйле», но обычны ее именуют «Два еврея – богатый и бедный». Этих персонажей Гартман зарисовал во время пребывания в Польше. То были две разные картины, но у Мусоргского персонажи вступают в диалог. Повелительным фразам, излагаемым в октаву в низком регистре («богатый») отвечает «лебезящая» скороговорка с форшлагами в высоком («бедный»). Национальный колорит создается характерным ладом с двумя увеличенными секундами.
«Прогулка» возвращается в таком же виде, в каком излагалась первоначально, но тема продлена. В следующем номере – «Лимож. Рынок (Большая новость)» – оживленная болтовня передана изменчивыми интонациями, излагаемыми шестнадцатыми в быстром темпе. Неожиданно – начинаются «Катакомбы (Римская гробница)». Долгие выдержанные аккорды создают обстановку мрачного подземелья. В пределах этого номера выделяется пьеса «С мёртвыми на мёртвом языке». Медленно, на тремоло, скорбно и таинственно звучит преображенная, оминоренная «Прогулка».
«Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)» связана с проектом часов в виде сказочной избушки. Как и в «Гноме», Мусоргский уходит далеко от произведения Гартмана, воплощая фантастический образ: широкие скачки, разделяемые паузами, стремительное движение, таинственные «шорохи» в среднем разделе – все эти детали живописуют не часы в форме избушки, а пугающую героиню русских сказок – Бабу-Ягу.
Без перерыва начинается заключительная пьеса – «Богатырские ворота в стольном граде Киеве». Это музыкальное воплощение нереализованного архитектурного проекта – городских ворот в русском стиле. Эпическая, величественная тема родственна «Прогулке». Завершается номер имитацией колокольного звона.
При жизни композитора сюита не исполнялась и не публиковалась. Она была издана по прошествии пяти лет после его смерти в редакции Николая Андреевича Римского-Корсакова, он счел нужным исправить «ошибки» композитора. Авторская версия была издана лишь в 1931 г.
Существуют многочисленные оркестровые версии «Картинок с выставки». Наиболее известна оркестровка Мориса Равеля.
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев