«Сорочинская ярмарка» – произведение с непростой судьбой. К созданию ее Модест Петрович Мусоргский шел достаточно долго. Еще в начале 1860-х гг. у композитора возникла мысль создать оперу «на малороссийский сюжет», в которой мог бы выступить его друг Осип Афанасьевич Петров – певец-бас, украинец по происхождению. Выбор пал на повесть Николая Васильевича Гоголя «Сорочинская ярмарка», но в то время композитор так и не осуществил этот замысел, признав трудность овладения «малороссийским речитативом» для «великоросса». Однако полностью Мусоргский от этого намерения не отказался и вернулся к отложенному замыслу в 1874 г. В то время композитор работал над «Хованщиной» – «народной драмой», раскрывающей трагические противоречия русской истории. В противовес мрачному колориту «Хованщины» «Сорочинская ярмарка», хронологически сопутствовавшая ей, исполнена света и жизнелюбия.

Либретто оперы воспроизводит сюжет гоголевской повести без изменений: на Сорочинской ярмарке встретились и полюбили друг друга молодой парубок Грицко и девушка Парася. Солопий Черевик – отец Параси – крестьянин, приехавший на ярмарку продать пшеницу и лошадь – готов выдать дочь за Грицько, но его жена Хивря (мачеха Параси) против свадьбы, и за спиной мужа она любезничает с пригожим поповичем, а Черевик не может ей возразить. Цыган, которому Грицько пообещал дешево продать волов, берется устроить дело. В тот же день в гостях у кума Черевик выслушивает рассказ о красной свитке, которую черт заложил хозяину шинка. После этого красная свитка много раз переходила из рук в руки, принося несчастье все владельцам, пока не была изрублена на куски, и теперь черт ищет куски своей свитки. Внезапно появившееся в окне свиное рыло вызывает переполох в хате, Черевик, надев горшок на голову вместо шапки, выбегает из хаты. Местные жители с цыганом во главе хватают его и обвиняют в краже, не слушая никаких оправданий. Грицько обещает помочь ему в обмен на брак с Парасей, и Черевик соглашается. Пользуясь отсутствием жены, он благословляет Грицько и дочь. Толпа, сопровождающая счастливых влюбленных, удаляется под пение и пляс.

Музыкальная драматургия оперы исходит из двух противоположных принципов, находящихся в диалектическом единстве. Первый из них – речевое интонирование, которому Мусоргский всегда придавал особое значение. Более того, композитор считал, что в бытовой опере к речитативу предъявляются даже более высокие требования, чем в опере исторической, где значительные события прошлого, представляемые на сцене, могут сыграть роль «ширмы», прикрывающей недостатки речитатива. В «Сорочинской ярмарке», как всегда у Мусоргского, речитативы очень убедительны с интонационно-психологической точки зрения, но речитатив здесь является носителем не столько бытового, сколько комедийного начала. Важная роль в речитативных фрагментах принадлежит оркестру, объединяющему реплики в единую музыкальную ткань.

Второй музыкально-драматургический принцип «Сорочинской ярмарки» – народная песенность, проявляемая на разных уровнях. Фольклорных цитат в опере довольно много (это вообще типично для оперного творчества композитов «Могучей кучки»). Мусоргский использовал тринадцать песен, их интонации звучат в речитативных репликах, но в некоторых случаях песня становится основой того или иного номера – например, дуэт Черевика и Кума основывается на народной украинской песне «Я за Ганку рубля дам». Связь с фольклором не ограничивается цитатами – она отражена в авторском музыкальном материале и на уровне интонаций, и в приемах музыкального развития. В опере широко используется такой характерный для фольклора принцип, как вариантный повтор – например, рассказ Кума о красной свитке построен на нескольких разнохарактерных проведениях одной темы.

Работа над оперой длилась несколько лет и близилась к завершению. Летом 1880 г. в газетах уже появились сообщения о подготовке премьеры «Сорочинской ярмарки», однако работа над нею была прервана композитором из-за серьезной болезни, а в 1881 г. Модест Петрович ушел из жизни, не успев завершить ряд сочинений, включая и «Сорочинскую ярмарку». Неоконченными сочинениями Мусоргского занялись друзья-кучкисты, Николай Андреевич Римский-Корсаков и Цезарь Антонович Кюи дорабатывали эту оперу, участвовал в этом и Анатолий Константинович Лядов. Премьера оперы (в концертном исполнении) состоялась в 1911 г. в Санкт-Петербурге – она была посвящена тридцатилетию со дня смерти композитора, а двумя годами позже опера была поставлена в Москве. В 1930 г. композитор Виссарион Яковлевич Шебалин на основе черновиков Мусоргского создал новую редакцию, которая была впервые представлена в Ленинграде в Малом театре в 1931 г. В настоящее время «Сорочинская ярмарка» ставится в редакции Шебалина.

 

 

Копирование запрещено.