Вольфганг Амадей Моцарт. Симфония № 41 до-мажор «Юпитер»Симфония №41 до-мажор Вольфганга Амадея Моцарта известна под заглавием «Юпитер», хотя сам автор ей такого названия не давал. Его позднее присвоил произведению импресарио Иоганн Петер Саломон, но нельзя сказать, что он был неправ: имя античного царя богов как нельзя лучше подходит этой симфонии, которой присущ размах поистине «олимпийский». Величие замысла подчеркнуто даже оркестровым составом: если в предыдущей симфонии – соль-минорной – он был сравнительно скромен (даже кларнеты композитор включил в него лишь во второй редакции), то здесь в оркестр введены такие мощные инструменты, как литавры и трубы. Все в этой симфонии дышит величественностью и мощью, поистине «божественной» волей.

Потенциал развития содержится уже в первых тактах первой части: героическим тиратам, грозно интонируемым всем оркестром, отвечает томно-грациозное «высказывание» скрипок. Первый элемент получает развитие в главной партии, в которой пассажи сочетаются с утверждением тоники и решительными ходами по звукам трезвучия. Из второго элемента вырастают мечтательная побочная с ее хроматизмами и ритмической изысканностью. Обрывается она неожиданно: после генеральной паузы, обрывающей движение мелодии, внезапно врывается тремоло струнных на до-минорной гармонии. Это заставляет вспомнить о появлении Каменного гостя в «Дон-Жуане», но длится это мрачное видение всего два такта. Отделяется генеральной паузой и появление заключительной партии – изящной, «приплясывающей», напоминающей образы комических опер. Эта мелодия будет играть важную роль в разработке, где она приобретет волевые и даже героические черты. Одновременно получают развитие героические элементы главной партии. По своему масштабу – в сопоставлении с экспозицией – разработка относительно невелика, а в репризе изменения сводятся, в основном, к обогащению фактуры и усилению роли духовых.

Медленная часть – это мир поэтичной, благородной лирики. Написанная в сонатной форме, как и во всех поздних симфониях Моцарта, она отличается характером безмятежным и спокойным – эти черты присущи и главной партии, и побочной. Только до-минорная связующая партия с ее динамическими контрастами и тревожным ритмом вносит оттенок драматизма – но в репризе она уже не появляется, зато присутствует эпизод tutti с фанфарными оборотами, возвращающий к героическим образам первой части.

Третья часть – менуэт в сложной трехчастной форме – сочетает в себе обе образные сферы, представленные в предыдущих частях: героику и лирику. Напевная тема с ее томными хроматическими ходами и прозрачной оркестровой тканью в своем развитии приходит к громогласному tutti с фанфарными интонациями. Подобные обороты звучат даже в трио, контрастируя изящной в своей простоте мелодии, проводимой гобоями и скрипками.

Финал – самая грандиозная часть симфонии. Главная партия слагается из четырех тем. Первая из них – диатоничная, состоящая всего из четырех ступеней – своей строгостью напоминает григорианский хорал или темы фуг Баха, вторая отличается энергичностью и разнообразным ритмом, третьей пунктирный ритм придает решительность, четвертая сочетает в себе восходящее движение и трели. Побочная партия отличается от главной более легкой оркестровкой. В развитии тем, которое начинается еще в экспозиции и захватывает наряду с разработкой репризу, главную роль играют полифонические приемы. В развернутой коде все пять тем объединяются в контрапунктическом совмещении.

 

Как и две предыдущие симфонии, 41-я предназначалась для авторского концерта, который не удалось провести, и потому место и время первого ее исполнения остается тайной. Несмотря на такое начало, судьба произведения оказалась счастливой: «Юпитер», ставший в симфоническом творчестве Моцарта «эффектной точкой» – одна из наиболее часто исполняемых симфоний композитора. Ее героические образы предвосхищают творчество Бетховена.

 

Музыкальные Сезоны