«Лидер своего артистического поколения» – так определил Ю. Григорович историческую роль Михаила Леонидовича Лавровского. По словам Юрия Николаевича, этот человек оказал большое влияние на хореографический стиль Большого театра в шестидесятые годы. Ныне этот замечательный танцовщик, хореограф и балетный педагог отмечает свой 75-летний юбилей. И из этих лет более полувека посвятил он балетному искусству. И в каком бы качестве ни работал Михаил Леонидович в разные периоды своей жизни – танцевал ли он в спектаклях, ставил их или наставлял молодых исполнителей – всё это он делает с одинаковым совершенством.
М. Лавровский – выходец из балетной семьи, сын известного балетмейстера Леонида Михайловича Лавровского и балерины Елены Чикваидзе. С матерью, с девяти лет растившей его без отца, у артиста связаны особенно трогательные воспоминания. Впоследствии Елена Георгиевна стала для своего сына главным репетитором.
Подобно своим родителям, Михаил Леонидович связал жизнь с балетом. Дарование танцовщика было оценено по достоинству не только на родине. В начале 1970-х гг. покорил он парижскую публику в образе Альберта в «Жизели», подготовив эту партию под руководством своего знаменитого отца. Лондон рукоплескал его выступлению в роли Принца в балете «Золушка». Работал он в разных странах и как педагог-репетитор. Но как ни восхищались М. Лавровским на Западе, как ни рады были ему там – родную страну он не покинул.
Отличительной чертой Михаила Лавровского как танцовщика всегда было сочетание виртуозности с огненным темпераментом и исключительной силой движений. То был истинно мужской танец в самом совершенном его воплощении – это даже дало повод одному английскому критику назвать русского танцовщика «суперменом». Квинтэссенцией мужественного танца М. Лавровского стала партия Спартака. Эту роль артист называет своим звёздным часом. Партия вождя восставших гладиаторов потребовала не только темперамента и виртуозной техники, но и актёрского дарования – но и этим качеством исполнитель наделён в полной мере. Он воплощал на балетной сцене образы исключительной глубины, образы драматические и сложные… Таких характеров немало в балетах Ю. Григоровича. Творчество этого балетмейстера поистине невозможно представить без Лавровского, ведь Михаил Леонидович исполнил множество партий в его постановках: в «Иване Грозном» – заглавная роль, в «Щелкунчике» – Принц и другие.
Другая страница многогранной деятельности М. Лавровского – создание балетных спектаклей. Эта ипостась для него является способом выразить собственные духовные и философские взгляды на жизнь. В качестве хореографа работал он в разных театрах. В Тбилиси им поставлен джаз-балет под названием «Блюз» на основе оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс»; в Атланте – «Фантазии на тему Казановы»; в Москве – «Откровения» по произведениям В. Кикты, «Сильнее золота и смерти» на основе творений Вагнера, «Ричард III», в котором использовались произведения М. Равеля, «Нижинский», где сам хореограф выступил в роли С. Дягилева.
Наряду со спектаклями балетмейстером создано несколько кинематографических балетов: «Хореографические новеллы», «Мцыри», «Прометей». М. Лавровский – создатель не только балетных постановок, но и танцевальных сцен в спектаклях драматических театров.
Даже достигнув столь почтенного возраста, юбиляр не представляет себе жизни без работы. Он неоднократно был членом жюри фестиваля «Золотая маска», многие годы является художественным руководителем Московской государственной академии хореографии. Созданное при его активном участии балетное училище носит имя Леонида Лавровского, отца артиста.
Совместно с сыном – актёром и режиссёром Леонидом Лавровским – Михаил Леонидович основал проект «Лаборатория Лавровских», в рамках которого создаются уникальные, новаторские спектакли.
Владимир Меньшов — советский и российский актёр театра, кино и телевидения, кинорежиссёр, сценарист, продюсер. Заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР и премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке:
Пятнадцать лет тёплых, дружеских отношений связывают меня с Мишей Лавровским. Я очень благодарен Саше Ворошило, который посоветовал Лавровского, когда я искал хореографа для картины «Зависть богов». Я, признаться, знал это имя, но не более того. Я бы даже не подчёркивал профессиональную сторону этого вопроса – он сделал замечательные танцы, и я ему благодарен. Но для меня гораздо важнее оказалось то, что я познакомился с этим удивительным, деликатным, тонким, умным, интереснейшим человеком, который мне открылся, и отношениями с которым я очень дорожу. Правда! И каждый звонок от него, каждое общение с ним для меня – это какое-то новое открытие мира, не знакомого ранее.
Мне нравится, что он человек очень сомневающийся и в отношении себя, и в отношении к жизни, и мне это близко – видимо, у нас совпадают группы крови. Наши редкие встречи всегда мне дороги.
Сложно передать словами, как он мне дорог. хотя мы крайне мало общаемся. Что ещё удивляет: народный артист Советского Союза, лауреат многих премий порой стесняется обратить на себя внимание, лишний раз позвонить. Это поразительно… Это удивительно, какой он деликатнейший человек!
Андрей А. Эшпай — советский и
и
Евгения Симонова — советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РФ. Лауреат Государственной премии СССР:
Мы знаем Михаила Лавровского с тех лет, когда он был ведущим солистом Большого, олицетворяя русский балет, в лучших традициях мужского исполнительского танца (Васильев, Лиепа, Лавровский). Это было время «Спартака» в постановке Григоровича и, конечно, балета «Ангара» на музыку моего отца. Партии в его исполнении всегда были неповторимы и безупречны как в технике, так и в острой характерности и предельном драматизме актёрского мастерства.
Много лет спустя, когда мы вместе работали над драматическим спектаклем «Анна Каренина», Лавровский мощно обозначил пластически всю линию поведения героини и в движении решил труднейшие психологические задачи, раскрывающие характер Анны. Ярко показал себя Лавровский и в фильме «Дети Арбата» в роли артиста балета.
Для нас Лавровский – это такой мир, которому тесно в жизни, он словно парит над ним, своей душой, своим талантом, уникальным росчерком своего танца, неизмеримым объёмом своей души.
Валерий Лагунов — советский и российский артист балета, заслуженный артист России, балетмейстер-репетитор Большого театра России:
Михаил Лавровский – представитель великого поколения, которое принесло большому балету наибольший успех и расцвет. Фадеечев, Васильев, Лиепа, Лавровский, Тихонов, Владимиров определили точку отсчёта в мужском исполнительском танце. Ну, что Лавровский? Он – выдающийся танцовщик, карьера которого развивалась стремительно. В 1963 году он станцевал Альберта в «Жизели». Его редакция, манера исполнения этой партии повлияла на всех исполнителей. Много, много, очень много выдающихся работ было сделано Лавровским. Я могу сказать, что он, самоотверженный и великий труженик, был безумно предан Большому театру. Я помню, как в Париже в 1972 году с температурой он танцевал «Жизель». Танцовщик – трудная профессия, и он – яркий представитель верного служения. Вершиной творчества, конечно, явился балет «Спартак». Он получил мировое признание в этой партии, танцевал премьеру спектакля в 1969 году в Лондоне. И до сих пор там вспоминают это событие: супруги Хоххаузер, которые являются английскими импресарио, до сих пор его ждут, и любят, и помнят этот спектакль, который имел фантастический успех.
Хочу сказать о балетмейстерских находках: Михаил Леонидович – человек высокой культуры. В своих спектаклях он затрагивал темы, которые до него не пробовал никто. Это и «Фантазии на тему Казановы», и «Нижинский», и, конечно, «Порги и Бесс», в котором он соединил модерн с классикой. Лавровский очень интересная и неординарная личность.
Александр Ветров — Народный артист России, балетмейстер-репетитор Большого театра России:
Дорогой Михаил Леонидович! К Вашему юбилею я отношусь очень трепетно и поздравляю Вас от всей души. Хочу пожелать Вам здоровья, счастья и долголетия, процветания Вашего таланта. Я с любовью вспоминаю наши совместные репетиции, особенно постановку «Казановы», спектакль, который я искренне полюбил. Независимо от того, был ли я учеником, или уже работая в театре, Вы для меня всегда были Великим Мастером. Видеть Вас на сцене – это огромное везение. Никогда не забуду Ваш дуэтный танец, вращения, прыжки. Я просто счастливый человек, что застал Вас на сцене и жил в Вашу эпоху.
Игорь Цвирко — ведущий солист Большого театра России:
Что можно сказать про Михаила Леонидовича? Потрясающий артист, просматривая записи которого хочется бежать в репетиционный зал и работать, чтобы достичь такой же лёгкости, а главное – наполненности танца. Уникальный человек, несмотря на свои года и травмы, каждый день продолжает держать своё тело в тонусе. Занимаясь с классом, даёт пример для подражания, что после карьеры танцовщика расслабляться не стоит. Добрый, отзывчивый, при виде которого всегда хочется улыбнуться.
Музыкальные Сезоны
Пока нет комментариев