Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга
При поддержке благотворительного фонда «Александринский меценат»
по одноименной повести А. С. Пушкина
Композитор Георгий Свиридов

Исполнители:
Артисты Александринского театра
Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Владислав Чернушенко

 

30 мая 2016 года в зале Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга будет представлена литературно-музыкальная композиция «Метель» по одноименной повести А. С. Пушкина. Концерт организован при поддержке фонда «Александринский меценат». В композиции прозвучат Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к пушкинской повести в исполнении Симфонического оркестра и хора Капеллы Санкт-Петербурга. За дирижерский пульт встанет Владислав Чернушенко. В исполнении литературно-музыкальной композиции примут участие актеры Александринского театра.

А. С. Пушкин написал «Метель», входящую в цикл «Повести Белкина», в один из наиболее плодотворных периодов своего творчества, известный как Болдинская осень. Повесть была создана прямо-таки в рекордные сроки – за один день – 20 октября 1830 года. Произведение это, отличающееся исключительно ясностью и языка, и сюжета – блестяще подтверждает известно изречение о том, что «краткость – сестра таланта». Сюжет повести прост: дочь богатого помещика любит армейского прапорщика, которого родители девушки по причине его бедности не хотят видеть своим зятем… традиционный сюжетный ход для французских романов, на которых воспитана героиня, и разрешить ситуацию герои тоже решают как в романе – побег, тайное венчание. Но планы молодых людей самым неожиданным образом нарушает метель – впрочем, она же в конечном итоге приводит к счастливой развязке… Эту незамысловатую историю А. С. Пушкин рассказывает с некоторой иронией, посмеиваясь над уездной барышней, возомнившей себя героиней французского романа.

В 1964 году известный советский актер Владимир Басов, проявивший себя и в качестве кинорежиссера, экранизировал повесть. Написать музыку к фильму он предложил Георгию Васильевичу Свиридову. Создавать музыку для театра и кино композитор любил – она привлекала его своей конкретностью, «абстрактная» же музыка никогда его особенно не влекла, и он охотно принял предложение В. Басова.

И режиссер, и композитор, смотревшие на пушкинскую повесть с расстояния в 130 с лишним лет, неизбежно должны были увидеть в ней нечто такое, чего не видел сам автор при создании «Метели». Людям ХХ века, истосковавшимся по возвышенной романтической любви, уже не хотелось иронизировать над людьми, которые к таким чувствам стремятся – и потому в фильме, «действующим лицом» которого стала музыка Георгия Васильевича Свиридова, иронический тон пушкинской повести не присущ. Фильм удивительно красив – действие разворачивается на фоне прекрасных русских пейзажей, с которыми так гармонируют взаимоотношения героев, тоже исполненные красоты и достоинства.

Музыка Георгия Свиридова играет одну из определяющих ролей в создании такого поэтичного образа русской помещичьей усадьбы XIX века. Создание колорита эпохи определило обращение к характерным для нее жанрам и интонациям. Неотъемлемой частью быта провинциальных аристократов выглядят пьесы в жанре вальса и романса, а атмосферу всеобщего торжества, царившего в России после победы в Отечественной войне 1812 года создает военный марш. Во фрагментах, создающих образы природы, легко угадываются черты русской народной песенности – «бесконечные» мелодии широкого дыхания, которые, впрочем, нельзя принять за цитирование подлинных народных песен (и это сближает Г. В. Свиридова с С. В. Рахманиновым). Нередко в таких мелодиях солирует гобой, чье звучание так напоминает пастушеский рожок.

К музыке, созданной для фильма «Метель», Г. Свиридов вернулся в 1973 году. На основе киномузыки он создал сюиту для симфонического оркестра, которая получила название «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель». В состав сюиты вошло девять номеров, последовательность которых определяется не столько сюжетом повести, сколько музыкальной логикой.

Начинается «Метель» с «Тройки», в которой мощное фортиссимо и стремительное движение контрастирует с песенной темой, первоначально проводимой гобоем и развивающейся по законам русской подголосочной полифонией. С этой пьесой контрастирует «Вальс» – утонченный, но лишенный пышности придворных балов, который мог бы звучать в усадьбе в XIX веке. Две изящные миниатюры – «Весна» и «Осень» – построены на одной теме, проходящей в первом случае в мажоре, а во втором – в миноре. «Романс» – в сравнении с музыкой к фильму – подвергся наиболее значительному изменению: если в фильме это была бытовая пьеса, которую героиня наигрывает на фортепиано между делом, то в сюите тема получила мощное оркестровое развитие, приобретя подлинно трагедийное звучание. За «Романсом» следует идиллически-печальная «Пастораль», которой контрастирует «Военный марш», оркестровка которого имитирует звучание военного оркестра. Миниатюрная пьеса «Венчание» при всей ее краткости вмещает в себя множество образов – и трепет свечей в полумраке церкви, и страсть, граничащую с отчаянием, и спокойно-возвышенное церковное пение. Две заключительные пьесы – «Отзвуки вальса» и «Зимняя дорога» – построены соответственно на темах «Вальса» и «Тройки», придавая форме сюиты завершенность.