Мечислав Вайнберг… уроженец Варшавы, в начале Второй мировой войны потерявший близких в Варшавском гетто и бежавший в СССР, переживший арест в 1953 г. и реабилитированный после смерти Сталина… Широкая публика знает этого композитора прежде всего благодаря фильмам «Летят журавли» и «Укротительница тигров» и мультфильмам «Винни-Пух» и «Каникулы Бонифация», к которым он написал музыку – а ведь у него немало иных произведений, несравненно более серьезных: двадцать две симфонии, четыре камерных симфонии, две симфониетты, симфонические поэмы, рапсодии и сюиты, множество камерных произведений, семь опер… Его произведения отличаются исключительной философской глубиной – да иначе и не могло быть у человека, испытавшего на себе все трагические противоречия ХХ столетия.

Младший современник Шостаковича, Вайнберг причислял себя к его школе, хотя и не обучался у него. Но хотя Шостакович и оказал на него влияние, говорить о подражании нельзя – стиль Вайнберга индивидуален, его невозможно спутать с Шостаковичем. Сам же Дмитрий Дмитриевич очень ценил этого композитора – его стараниями были исполнены некоторые произведения Вайнберга, а когда тот был арестован, Шостакович ходатайствовал о его освобождении.

«Идиот» – это седьмая опера композитора, созданная им в 1986 г., за десять лет до смерти. Прижизненного признания своего творчества композитор не дождался – он ушел из жизни, полагая, что произведения его обречены на забвение, что они, пребывая в тени более известных творений, со временем исчезнут из репертуара. После «Идиота» опер он больше не создавал. Взяв за основу одноименный роман Федора Михайловича Достоевского, либреттист Александр Медведев сохранил в литературном тексте оперы большую часть его сюжетных поворотов, опустив лишь сцены с припадками и финал романа. Текста Достоевского в опере довольно много, нет его только в монологах князя Мышкина, который стал для Вайнберга своеобразным «рупором идей» – именно образ этого героя особенно привлекал композитора, ведь он родился как попытка Достоевского найти «положительно прекрасного человека».

Музыкальный язык оперы «Идиот» ближе всего стоит к мелодизированному речитативу. Интонации могут показаться весьма изощренными и в мелодическом отношении, и в ритмическом, но это удивительным образом сочетается с напевностью вокальной речи, которая благодаря этому качеству оказывается весьма доступной для восприятия. Традиционных развернутых арий здесь нет, их место занимают монологи – то драматические, то лирические. Ансамблевые сцены, нередко имеющие полифоническую структуру, отличаются динамичностью, по протяженности они не велики. Монологам и ансамблям контрастируют хоровые сцены. В музыкальную ткань оперы вплетаются и интонации бытовых жанров – вальса, кадрили, галопа, нередко с участием фортепиано.

Поначалу казалось, что сценическая судьба оперы складывается удачно. Безусловно, шансы увидеть свое произведение на сцене Большого или Кировского театра у Мечислава Вайнберга были невелики, но, к счастью, существовал в столице еще и Московский камерный музыкальный театр, основанный и возглавляемый Борисом Александровичем Покровским. Этот режиссер с самого начала сделал «знаменем» своего театра постановку опер, которые мало знакомы или совершенно не знакомы широкой публике – либо незаслуженно забытых, либо новых. От этого режиссера можно было ожидать, что он проявит интерес к недавно завершенному творению Мечислава Вайнберга. Так оно и было – Борис Александрович поставил «Идиота» в своем театре по прошествии пяти лет после создания, в 1991 г. Но можно ли было считать тот спектакль настоящей премьерой? Пожалуй, нельзя: слишком много сокращений позволил себе режиссер.

Дальнейшую судьбу произведения счастливой назвать нельзя: много лет сокращенная постановка Бориса Покровского так и оставалась единственной. Интерес к музыке Мечислава Вайнберга вообще и его оперному творчеству в частности возник в ХХI веке. В 2006 г. в Театре им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко прозвучала в концертном исполнении опера «Пассажирка». Три года спустя в Великобритании в рамках фестиваля, посвященного юбилею композитора, исполнялась другая опера – «Леди Магнезия», а год спустя «Пассажирка» была поставлена в Брегенце под управлением Теодора Куртензиса. Так Европа открыла для себя Вайнберга, его музыкой восхищались, ставя композитора в один ряд с Сергеем Прокофьевым и Дмитрием Шостаковичем. Впрочем, на Западе были музыканты, которые и до этого всплеска интереса хорошо знали произведения Вайнберга и включали их в репертуар. Один из них – немецкий дирижер Томас Зандерлинг. Под его руководством опера была поставлена в Мангейме в 2013 г., на этот раз в полной версии – и это стало подлинной премьерой «Идиота».

Российская премьера полной версии – тоже под управлением Томаса Зандерлинга – состоялась в 2016 г. в Мариинском театре.

 

Музыкальные Сезоны