(р. 1959)

«Русская Золушка» – так в западной прессе назвали когда-то Марию Гулегину. И действительно, путь певицы к вершинам славы был непрост.

Родилась Мария Гулегина (в девичестве Мейтарджян) в Одессе, в интернациональной семье: отец армянин, мать украинка, были в роду и поляки, и евреи. Родственники с обеих сторон отличались хорошими голосами, и Мария унаследовала это качество – но не здоровье: слабая, болезненная девочка до двух лет не ходила, а до четырех носила ортопедическую обувь. Для укрепления здоровья родители отдали ее в балетную студию, занималась она и гимнастикой, но в подростковом возрасте увлеклась пением – немалую роль в этом сыграла литература: певицей была Консуэло, любимая героиня Марии.

Уже в пятнадцать лет ее низкий голос поражал своей глубиной и красивым тембром. В Одесской консерватории, куда она пришла на прослушивание в шестнадцать лет, это отметили и посоветовали прийти через год. Этот год Мария провела в качестве студентки дирижерско-хорового отделения музыкального училища. Однажды она приняла участие в спектакле консерваторской оперной студии в качестве… танцовщицы: ее пригласили исполнить цыганский танец на балу у Флоры Бервуа в «Травиате». Затем она была принята в консерваторию. Поначалу казалось, что у нее контральто, затем ее учили как меццо-сопрано и, наконец, стало очевидным, что это драматическое сопрано.

Непросто складывалась и личная жизнь. Первый брак оказался недолгим – свекровь была убеждена, что место женщины на кухне, а не на сцене. Вторым мужем Марии стал преподаватель-пианист Марк Гулегин, так она приняла фамилию, под которой прославилась впоследствии.

Но вот годы учения осталось позади, и талант Марии вполне позволяет попытать счастья в Большом театре. Там к ней отнеслись благосклонно, но было ясно, что рассчитывать можно разве что на маленькие роли. На помощь пришла певица из Белоруссии Светлана Данилюк, предложившая ей стать артисткой Минского оперного театра.

В Минске карьера складывалась неплохо: Джильда, Елизавета в «Доне Карлосе», Розина в «Севильском цирюльнике». Победа на конкурсе в Рио-де-Жанейро позволила выйти на международный уровень, и в 1987 г. Гулегина пела в «Бале-маскараде» в «Ла Скала», а партнером ее был сам Лучано Паваротти! К сожалению, успехи не только окрыляют, но и порождают зависть. Отношения с коллегами – и без того непростые – осложнило внесенное Марией предложение исполнять иностранные оперы на языке оригинала, что шло вразрез с советской исполнительской традицией той эпохи. В конечном итоге последовало коллективное послание в ЦК компартии Белоруссии, запрет зарубежных гастролей, сокращение репертуара. Единственным выходом казался отъезд за границу. Получив ангажемент из Испании, певица отправилась туда вместе с супругом по туристической визе.

На Западе Мария Гулегина скоро стала желанной гостьей в лучших театрах мира. В Венской опере она пела в «Андре Шенье», «Эрнани» и «Аиде», в «Ковент-Гарден» – в «Федоре» с Пласидо Доминго, в «Арена ди Верона» – в «Набукко» (за это выступление она удостоилась весьма престижной премии Джованни Дзенателло). В четырнадцати спектаклях спела она на сцене «Ла Скала», включая «Макбета», «Манон Леско», «Пиковую даму», «Силу судьбы», «Двое Фоскари». Коронной ролью Гулегиной стала Тоска – в этом качестве ее сравнивали с самой Марией Каллас. Прославилась она и исполнением партий Манон Леско, Лизы.

Немалую популярность Мария Гулегина приобрела в Японии. Здесь она пела Леонору в «Трубадуре», Аиду, Леонору в «Силе судьбы», с ее участием была записана опера «Отелло», а в 2004 г. в Японии певица впервые исполнила роль Виолетты. К этой партии певица пришла далеко не сразу. Неоднократно она слышала в своей адрес, что не сможет ее спеть, что голос у нее слишком «большой» для этой партии, но Мария Гулегина всегда была уверена, что Виолетту и не должна петь исполнительница с «кукольным колоратурным сопрано», которая не сможет передать всю глубину страдания. Виолетта в интерпретации Марии Гулегиной – женщина не первой молодости, она старше Альфреда и в глубине души понимает, что рано или поздно он бросит ее. И умирает она не столько от чахотки, сколько от разочарования и предательства.

Выступает Мария Гулегина и в России. В 2013 г. на сцене Большого театра она выступила в «Доне Карлосе» в партии Эболи. Истинным «сезоном Гулегиной» стал в Мариинском театре сезон 2015-2016 гг., певица выступала в «Аттиле», «Силе судьбы», «Тоске», «Аиде».

Несмотря на годы, проведенные за границей, певица по-прежнему ощущает связь со своей родиной – Украиной. Ей было очень приятно, когда на родине ее назвали «Человеком года» – и очень больно было узнать о развернувшихся там грозных событиях. «Сегодня пропаганда превращает ложь в тот продукт, который людям Украины и всего мира преподносят как правду», – с горечью писала артистка на своей странице в Facebook. Ответом ей были обвинения в намерении «продаться русским» и даже призывы к «бойкоту Гулегиной». Но позиции своей она не изменила: Марию Гулегину всегда отличал не только сильный голос, но и сильный характер.

 

Музыкальные Сезоны