COMPAGNIE MARIE CHOUINARD_Choreography-Marie Chouinard_Work- HENRI MICHAUX MOVEMENTS©-Marie Chouinard

Вот и состоялось моё очное знакомство с творчеством Мари Шуинар – радикальной преобразовательницы современного балета.

Compagnie Marie Chouinard, балетный ансамбль из Монреаля, привёз в Лондон Double Bill (UK premier) и показал это в Sadler’s Wells Theatre.

В своей новой работе Мари исследует разные темпы, от крайне медленных до совершенно невероятных скоростей, через различные формы ходьбы. Лица танцоров являются местом медленных преобразований: будучи в постоянном движении, подобно калейдоскопу, они проецируются в прямом эфире на задник сцены.

Шуинар изобрела свои выразительные средства: уникальный набор поз и движений, гримас и пантомимических приёмов, хореографических элементов. Из всего этого она составляет постановки-рассказы, которые танцовщики её труппы с блеском исполняют. Материал для постановок Мари – эта сами танцовщики, работа их мышц, инстинкты и импульсы человеческого тела, душа и энергия, из которых она создаёт новые формы танцевальной жизни.

 

 

COMPAGNIE MARIE CHOUINARD_Choreography-Marie Chouinard_Work- HENRI MICHAUX MOVEMENTS©-Marie Chouinard

COMPAGNIE MARIE CHOUINARD_Choreography-Marie Chouinard_Work- HENRI MICHAUX MOVEMENTS©-Marie Chouinard

В бесконечности отражений сначала медленно, потом всё быстрее вращается пара на круге. Под шумовые эффекты или, скажем, музыкальное сопровождение Louis Dufort идёт развитие действия. Можно придумать множество аналогий этому замкнутому пространству для двоих.

Очень необычно и интересно. Рядом с красотой всегда уродство. Гром, звуки дождя, танец-пантомима искалеченных людей, крик. Максимальная концентрация и сосредоточенность танцоров с закрытыми чёрным лицами. Открыть лицо, глотнуть воздуха – и вновь уход в темноту.

И сама обладая прекрасной пластикой, Шуинар добивается этого от всех без исключения исполнителей. Танец скелета – потрясающее владение телом!

И опять вечная тема – он и она. Неподвижные позы сменяются хаотичными жестами,  движениями, подчинёнными внутреннему ритму и рисунку изображаемого действия. Жизнь как она есть: статика в динамике, безобразное – с прекрасным, уродство и искалеченность – с грацией и виртуозностью… Заворожённый зал даже не кашлял, что редко в лондонском сыром климате.

 

 

И под занавес – совершенно нагая танцовщица в жёсткой белой органзе.

COMPAGNIE MARIE CHOUINARD_Choreography-Marie Chouinard_Work- HENRI MICHAUX MOVEMENTS©-Marie Chouinard

COMPAGNIE MARIE CHOUINARD_Choreography-Marie Chouinard_Work- HENRI MICHAUX MOVEMENTS©-Marie Chouinard

В 1980 году Шуинар открыла для себя книгу Mouvements («Движения») бельгийского сюрреалиста Анри Мишо (1899-1984), содержащую 64 страницы рисунков тушью и 15-страничную поэму. Шуинар буквально перенесла эти образы на сцену в уникальной хореографии под названием «Анри Мишо: Движения» – остроумном объединении танца и изобразительного искусства.  Рисунки чёрной тушью проецируются на белый задник сцены, а затянутые в чёрное трико танцовщики повторяют их на белом полу. Иногда с криком, иногда с рёвом. Что интересно: попадание практически полное! Хаотичные движения, крик, гримасы – всё передаёт содержание рисунков. Этот одноактный балет был создан Шуинар в 2011 году для Международного фестиваля танца в Вене на основе её же сольного номера 2005 года.

Как пластично вылеплен третий блок! Даже не верится, что в этих тёмных пятнах для психоанализа можно было разглядеть такую грацию.

Спрятавшись под белый ковёр, одна из танцовщиц декламирует поэму, под которую проекции продолжают оживать на сцене.

Из принципиально простой идеи каллиграфии Шуинар сделала ошеломляющий виртуозностью номер, где накопленная скорость и запутанность достигают кульминации, когда исполнители теряют свои чёрные одежды и продолжают танцевать в свете стробоскопа. Это почти идеальный союз формы, звука и движения.

Энергетика, выплеснутая в зал во время действия, была возвращена исполнителям в виде бурных оваций, топанья ногами и восторженных криков.

Лондон 2016

специально для Музыкальных сезонов