(р. 1998)
Японский пианист Мао Фуджита появился на свет в 1998 г. в городе Токио. Его музыкальный талант проявился в ранние годы – мальчику было всего три года, когда он начал обучаться искусству фортепианной игры. Его наставницей была Юка Мацуяма, а с девятилетнего возраста юного пианиста обучал Ген Мацуяма – профессор Токийского университета искусств.
Первым успехом юного пианиста стало выступление на XIX Японском конкурсе классической музыки в 2009 г. – тогда одиннадцатилетний музыкант был удостоен Гран-при. Год спустя Мао представляет Японию на конкурсе «The World Classic 2010» и занимает первое место в своей возрастной категории. В том же году Фуджита достойно показал себя еще на одном музыкальном состязании, состоявшемся в его родной стране – это был 64-й студенческий музыкальный конкурс. Фуджита завоевал приз, кроме того, он был удостоен нескольких специальных наград – в частности, приза зрительских симпатий. Другим значимым событием 2010 г. в исполнительской биографии Мао стало первое выступление с Филармоническим оркестром Канагавы. «То, что он делает своими руками, технически невероятно», – восторгался автор одной из рецензий. Впрочем, критики отмечали не только техническое совершенство, которое демонстрировал юный пианист, но и «необычайную музыкальность» его исполнения.
В 2013 г. пятнадцатилетний исполнитель отправляется в Вену, чтобы принять участие в Международном конкурсе пианистов Rosario Marciano. Выступление было успешным: Мао Фуджита удостоился первого приза, а также приза Вагнера и Верди. Эта победа имела огромное значение не только для самого пианиста, но и для его родной страны – впервые в истории конкурса Rosario Marciano победу на нем одержал музыкант, прибывший из Японии.
В том же году пианист выступил с Токийским симфоническим оркестром. В 2013 г. в творческой жизни музыканта произошло еще одно весьма значимое событие – был записан его первый диск. В его программу вошли два произведения – примечательно, что исполнитель уделил внимание и русской фортепианной музыке: наряду с Сонатой № 6 Людвига ван Бетховена он записал Шесть музыкальных моментов Сергея Васильевича Рахманинова. Следующий диск под названием «Young virtuoso» был записан в 2015 г. Внимание пианиста вновь привлекло творчество Людвига ван Бетховена, на этот раз он осуществил запись одного из наиболее известных творений немецкого композитора – Сонаты № 14 «Лунной». Наряду с нею в программу диска вошла увертюра к опере Рихарда Вагнера «Тангейзер» в фортепианной транскрипции Ференца Листа, а также еще одно творение нашего соотечественника – Соната для фортепиано № 6 Сергея Сергеевича Прокофьева.
К творчеству русских композиторов пианист обращался не раз. В 2016 г. Мао Фуджита представил концертную программу, в которую вошли исключительно русские фортепианные шедевры, созданные глубоко различающимися между собою композиторами – Александром Николаевичем Скрябиным, Милием Алексеевичем Балакиревым, Модестом Петровичем Мусоргским, Сергеем Сергеевичем Прокофьевым. В каждом из произведений музыкант находит нечто особенное. Например, в скрябинской Фантазии для фортепиано его привлекает «чудесная игра аккордов». С Сонатой № 7 Прокофьева исполнитель познакомился еще в пятом классе начальной школы – по словам Мао, он тогда еще «ничего не знал о войне» и не мог прочувствовать и интерпретировать эту «военную сонату» в полной мере. «Великолепным произведением» называет Фуджита балакиревский «Исламей» – эту сложнейшую фортепианную фантазию ему особенно хотелось исполнить. Уделил он внимание и творчеству другого композитора-кучкиста – Мусоргского, исполнив фортепианный цикл «Картинки с выставки».
Мао Фуджита выступает с различными симфоническими оркестрами как в Японии, так и за ее пределами, участвует в музыкальных фестивалях, которые проходят в Польше, Швейцарии, Италии. Музыкант успел приобрести солидный исполнительский опыт к тому моменту, когда он стал студентом первого курса Токийского музыкального университета. В августе 2017 г. Фуджита принял участие еще в одном престижном музыкальном состязании – Конкурсе пианистов имени Клары Хаскил, который каждые два года проходит в Швейцарском городе Веве. По признанию музыканта, он очень волновался перед этим выступлением – ведь это был его первый «взрослый» конкурс (несмотря на множество предшествующих побед и многочисленные концертные выступления, Мао Фуджита себя опытным пианистом не считает). Тем больше радости принесла ему победа. В истории Конкурса имени Клары Хаскил он стал третьим победителем-японцем (первой была Хироко Сакагами в 1987 г., а второй – Хисако Кавамура в 2007 г.) Выступление японского музыканта привело в восторг не только членов жюри – критики отмечали, что его исполнение заставляет забыть о том, что это конкурс, и наслаждаться изяществом музыки.
Все права защищены. Копирование запрещено
Пианист. Фудзита Мао
Зоя Бочинская
Звук летел и ускользал,
руки птицами метались
и, казалось, что едва ли
обойдёт девятый вал
напрочь
обморочный зал.
Как транслятор тайных чувств
пальцы замерли синхронно…
и
ложится обречённо
гул басов — тяжёл и густ —
в ложе (где ты там, Прокруст?).
И читает зал, как книгу,
полудетское лицо.
Мальчик — Моцарта гонцом —
тронул клавиши — и мигом
акустические сдвиги
у пространства…
и опять —
снова жить и умирать,
в снах — овации не ждать.
……………….
Зал встаёт.
Аплодисменты.
19.06.2019
БЗК
ЗОЯ БОЧИНСКАЯ
ОН — АМАДЕЙ, ОН — МОЦАРТ
Сущность музыки — в мелодии
В.А.Моцарт
В мелодии всегда загадка чувств —
Родился звук предвестием начала…
Надрывно дождь разматывает блюз,
Но вдруг —
«Сороковая» зазвучала.
И Моцарт
— словно птица и крыло —
Не признавая будни, сети, стены,
Толкнул — весной омытое окно —
В гармонию, где счастье —
несомненно.
В тот ветер, — где нарядно и светло,
И паруса
несутся
от причала!
Вот случай! Вот столетьям повезло! —
«Сороковая» в Вене прозвучала!
Когда-то так счастливо прозвучала —
И гений протянул тебе крыло.
Он — Амадей!
Он — Моцарт!