Время учебы в консерватории было для Густава Малера нелегким. Небогатые родители, содержавшие его братьев и сестер, не имели возможности поддерживать его материально, заработка, который приносили частные уроки фортепианной игры, едва хватало на самое необходимое, а композиторское новаторство молодого человека не находило понимания у строгих наставников и членов жюри композиторского конкурса – они отдавали предпочтение произведениям откровенно слабым, казавшимся безупречными с академической точки зрения. Чувствуя, что в консерватории ему не прижиться, Малер слушает лекции по философии в Венском университете. Как вольный слушатель посещает он лекции Антона Брукнера по контрапункту и гармонии. Несмотря на все трудности, он продолжает композиторскую деятельность.

Молодого Малера увлекает романтическая литература, и сюжет для нового произведения он тоже ищет в русле романтизма. Одной из характерных черт этого направления был интерес к фольклору, и именно такой сюжет избирает композитор. Литературной основой для кантаты, задуманной им, послужили две сказки: «Жалобная песня» из сборника Людвига Бехштейна и «Поющая косточка» из сборника братьев Гримм. Обе сказки развивают один из популярных мотивов европейского фольклора: герой вероломно убит собственным братом, тот убежден, что сумеет скрыть преступление, но музыкальный инструмент, сделанный из костей жертвы, разоблачает убийцу.

В кантате, названной «Жалобной песней», сильно влияние романтизма не только в выборе сюжета, но и в музыкальном отношении, особенно заметно влияние Рихарда Вагнера и Антона Брукнера. Тем не менее, об этом произведении композитор впоследствии говорил, что в нем он впервые «нашел себя как Малера», и с этим нельзя не согласиться. «Жалобная песня» отмечена чертами стиля, которые будут характерны и для малеровских симфоний: сочетание трагического начала и жанрово-бытовых мотивов, тональный план как один из важнейших формообразующих факторов. Темы кантаты имеют ярко выраженную жанровую природу: песенность, маршевость, хоральность, фанфарность.

Кантата «Жалобная песня», текст для которой написал сам композитор, состоит из трех частей. Первая носит название «Лесная сказка», здесь происходит завязка сюжета: два брата-рыцаря отправляются в лес на поиски чудесного цветка, наградой за который станет рука и сердце королевы. Младшему брату удается найти цветок, но старший убивает его.

На фоне тремоло засурдиненных скрипок возникают отдельные мотивы у солирующих деревянных духовых – подобное появится позднее у Малера в Первой симфонии. Главную роль в музыкальном развитии принадлежит оркестру, солисты лишь излагают зловещий сюжет, перемежая строфы возгласами «Горе! Горе!». Реплики хора предельно кратки.

Во второй части – «Менестрель» – странствующий музыкант находит в лесу кость убитого рыцаря и делает из нее флейту, которая способна играть только печальные песни. С этой флейтой менестрель отправляется в королевский замок. «С очень таинственным выражением» – так определил автор характер исполнения этой части.

Третью часть под заглавием «Свадебная песня» следует исполнять, по указанию композитора, «с дьявольским буйством». Братоубийца женится на королеве, картину свадебного пиршества живописуют пассажи струнных и деревянных духовых, фанфарные интонации медных духовых, маршевые ритмы, господствующие в этой части. Хор, прославляющий жениха и невесту, поддерживается вторым оркестром, играющим за сценой. Контрастом этой картине пышного празднества звучит второй раздел, отделенный от первого генеральной паузой: флейта в руках менестреля рассказывает об ужасном преступлении и публично обвиняет братоубийцу. Возникает музыкальный материал, перекликающийся с первой частью кантаты. Вновь появляются возгласы: «О горе!», звучание истаивает в предельно тихой звучности.

Кантату «Жалобная песня» Густав Малер завершил в 1880 г. «Настоящее дитя горя», – так он называл ее, подразумевая не столько трагический сюжет, сколько жизненные испытания, которые ему пришлось пережить в пору работы над нею. Такое выстраданное произведение было дорого автору, он намеревался добиться исполнения кантаты. Малер представил «Жалобную песню» на соискание Бетховенской премии. Ее присуждение не только принесло бы ему признание, но и помогло бы решить материальные проблемы. Но надежды молодого композитора не оправдались: Иоганнес Брамс, входивший в состав жюри, не оценил его произведения, будучи приверженцем академических традиций.

Добиться исполнения тоже долгое время не удавалось, хотя композитор не раз перерабатывал сочинение: в 1888 г. он исключил первую часть, а позднее отказался от второго оркестра, играющего за сценой. Впрочем, в 1898 г. он привел сочинение в прежний вид, признав, что внесенные изменения испортили его, хотя и понимал, «что эти господа никогда ничего подобного исполнять не станут». Первое исполнение «Жалобной песни» состоялось лишь в 1901 г., через много лет после создания кантаты.

 

Музыкальные Сезоны

 

Все права защищены. Копирование запрещено