Густав Малер. Симфония № 8 ми-бемоль мажорСимфония № 8 – самое грандиозное произведение, созданное Густавом Малером, и одна из наиболее монументальных симфоний вообще. «Поют уже не человеческие голоса, а кружащиеся солнца и планеты», – так охарактеризовал автор свое сочинение, которое иногда называют «симфонией тысячи участников» – с легкой руки импресарио Эмиля Гутмана, организовавшего премьеру. Самому композитору такое наименование не нравилось (он считал его ненужным рекламным ходом), да и истине оно не соответствует. Тысячи исполнителей в составе, на который рассчитана симфония, все-таки нет, однако их количество действительно очень велико. После создания трех чисто инструментальных симфоний композитор вновь обращается к вокалу, к поэтическому слову – наряду с оркестром задействованы восемь солистов и три хора: два смешанных и хор мальчиков. Пятерной состав оркестра дополнен фортепиано, челестой, металлофоном, мандолиной, фисгармонией, задействован и орган.

Не только использование солирующих вокалистов и хорового пения в сочетании с грандиозным размахом роднит произведение это с Девятой симфонией Бетховена: здесь тоже воспевается торжествующий человеческий дух в его извечном порыве к достижению идеала. Для воплощения этой идеи композитор использует текст, позаимствованный им из песнопения католической церкви «Приди, о Дух животворящий», а также стихи из последней сцены «Фауста». О музыкальном воплощении этой философской драматической поэмы Иоганна Вольфганга фон Гёте Малер задумывался давно, будучи недоволен существующим произведениями на тему «Фауста» – по его мнению, слишком «слащавыми и беспомощными».

Первоначально Густав Малер планировал написать четырехчастную симфонию, в которой две чисто инструментальные части обрамляются хоровыми, но в конечном итоге он создал двухчастную композицию, но некоторые признаки первоначального замысла сохранились: вторая часть – подобно симфонической поэме – сочетает черты сонатного аллегро и цикличности.

Часть первая, где звучит текст католического духовного гимна, впечатляет возвышенностью и торжественностью. Открывается она ясной в своей лаконичности темой-тезисом, которая несколько напоминает темы баховских фуг. Эту тему интонируют смешанные хоры («Приди, о Дух животворящий»), появление которых предваряет орган. Развитие темы осуществляется в диалоге хоров, в который вплетается лирическая мелодия солирующего сопрано, далее присоединяются и иные солисты. Наиболее сложный и одновременно впечатляющий фрагмент первой части – двойная фуга.

Вторая часть выглядит как драматизированная кантата, воплощающая финальную сцену из «Фауста» – вознесение души героя к небесам. В ней можно выделить пять разделов: экспозиция, три эпизода, порождаемые ее развитием, и финал. Часть открывается весьма продолжительным оркестровым вступлением. В нем – подобно оперной увертюре – содержатся интонации будущих тем. Хор вступает очень тихо (пение отшельников в горах), его сопровождает второй хор (эхо). Далее следует торжественное соло баритона, минор уступает место мажорному ладу, и тогда медные возглашают торжественную тему из первой части. Басовая ария с ее драматизмом сменяется вступлением детского хора и женской группы смешанного (пение ангелов). В оркестровой постлюдии, завершающей экспозицию, вновь звучит материал из первой части.

В следующем за экспозицией эпизоде к женской группе хора присоединяется тенор, соло которого приводит к торжественному возглашению хвалы Богоматери. Мужская группа хора, как эхо, повторяет партию солиста на фоне оркестрового тремоло. Второй эпизод состоит из нескольких женских соло и трио женских голосов – речи Девы Марии и молитв кающихся грешниц. Третий эпизод – торжественное соло тенора, сопровождающееся пением хора. Следующую за ним непродолжительную интерлюдию исполняет необычный состав: арфа, фисгармония, струнный квартет, флейта-пикколо, фортепиано, челеста, флейта. Это переход к финальному эпизоду, который Малер назвал «Мистическим хором». Здесь возглашается хвала «вечной женственности», которая человеческий дух «возносит к небесам». В заключительном апофеозе звучность гигантского оркестра разрастается до невиданных размеров и увенчивается органным аккордом.

Симфония № 8 была написана летом 1906 года в срок поистине рекордный – восемь недель, «на одном дыхании», а прозвучала она впервые в 1910 г. в Мюнхене. Смешанные хоры были выбраны в Вене и Лейпциге, для детского хора 350 мальчиков предоставила Мюнхенская вокальная школа, выбором солистов занимался Бруно Вальтер, он же с ними и репетировал. Несколько месяцев все задействованные исполнительские коллективы репетировали отдельно в своих городах, чтобы в начале сентября собраться в Мюнхене на три генеральные репетиции.

Премьера вызвала большой интерес, на ней присутствовало немало знаменитых людей: Томас Манн, Антон Веберн, Стефан Цвейг, Рихард Штраус и иные известные музыканты и писатели. Многие симфонии Густава Малера встречали непонимание публики при первом исполнении – но только не Восьмая: ее премьера обернулась триумфом. Это последнее произведение Густава Малера, прозвучавшее под управлением автора – по прошествии восьми месяцев композитор умер, не дожив до премьеры Девятой симфонии.

 

Музыкальные Сезоны