Густав Малер. Симфония № 3 ре-минорГустав Малер начал писать Симфонию № 3 летом 1895 г., а завершил – летом 1896. Оба раза он проводил лето в Штейнбахе – в очень живописном месте в Тироле, возле озера. По его распоряжению на лугу между озером и гостиницей был возведен маленький домик, куда не доносились никакие звуки, а вся обстановка состояла из фортепиано, кресла, дивана и стола. В этом домике – в полном одиночестве и с хорошей звукоизоляцией – он часами предавался сочинению музыки. Впрочем, он продолжал жить в «мире» своей симфонии, прогуливаясь по окрестным холмам и лугам, где так вдохновляла красота природы – а затем возвращался в свой домик, чтобы записать пришедшие в голову музыкальные мысли.

Какой смысл вкладывал Малер в Третью симфонию? Он упомянул об этом в одном из писем. Первую часть он называет «Приходом лета», вторую – что рассказывают цветы, третью – что рассказывают звери, третью – рассказ человека (ночи), пятую – рассказ утренних колоколов, ассоциируемых с ангелами, и наконец, шестая часть – «что рассказывает любовь». Публиковать эту программу композитор не пожелал – слишком уж она была условной, однако она позволяет заключить, что в Симфонии № 3 развивается все та же мысль, намеченная в предыдущих симфонических творениях Малера – познание тайны Бытия человеком от единения с природой до высших ступеней ее.

Огромная – шестичастная – симфония подразделяется на два больших раздела. В первый из них входит первая часть, во второй – все прочие (причем начал композитор ее создание с частей второго раздела, а первая была написана им в последнюю очередь). Части со второй по шестую – это своего рода «показ крупным планом» образов, которые были представлены в величественной первой части. Особая ее роль в цикле подчеркивается и наибольшей продолжительностью: симфония в целом звучит полтора часа, из них сорок пять минут – это первая часть.

Форма первой части отличается и от обычного сонатного аллегро, и от любой другой, но ближе всего она все же к рондо-сонате, но каждый ее раздел весьма своеобразен. Например, в среднем разделе можно усмотреть черты и эпизода (замкнутость формы, строфическая структура), и разработки (применение музыкального материала, ранее представленного в экспозиции). Экспозиционный же раздел в тематическом отношении чрезвычайно богат и разнообразен: тема гимнического склада соседствует с хоральной мелодией, другим темам присущи черты траурного марша, предельно простой песни, наигрыша в пасторальном духе. Такое тематическое многообразие не случайно – ведь все эти образы получат развитие в последующих частях. Но все это объединяется ощущением непрерывного движения, которое Штраусу напомнило первомайскую демонстрацию.

Такой грандиозной картине контрастирует изящный в своей безыскусности менуэт, предстающий в части второй. Гобой проводит мелодию, поддерживаемый лишь пиццикато струнных, в дальнейшем тема переходит к иным инструментам и украшается подголосками. В ней просматриваются очертания вступления к первой части, но в ней нет той страсти (можно вспомнить определение Малера – «о чем говорят цветы»). В дальнейшем тема перерастает в пляску, в которой проступают черты различных танцевальных ритмов – тут и чардаш, и тарантелла.

В скерцо, каковым является часть третья, есть и меланхолия, и поэтичность, и даже оттенок юмора. Его первую тему Малер взял из свой ранней песни, предваряется она флейтовым наигрышем, а в среднем разделе соло исполняется почтовым рожком, проводящим печальную тему пасторального характера.

В четвертой части появляется вокал: солистка исполняет выразительный речитатив на стихи Ницше о скорби и радости. Введение вокала подчеркивает, что это уже не то, что «говорят цветы» или «звери» – это именно человеческий голос, человеческое видение мира. В мелодических линиях инструментов, которые сопровождают этот речитатив, слышатся очертания тем из первой части.

Пятая часть кажется исполненной солнечного цвета. В атмосферу радости вводит колокольный звон. Здесь задействованы два хора – женский и хор мальчиков. Как и в предыдущей симфонии, Малер использует текст из «Чудесного рога мальчика».

Заключительной части – шестой – присущ необычный для симфонических финалов лирический настрой, без всякого драматизма. Нетипична и форма последней части – двойная трехчастная. Этот финал потрясает не напряженными страстями, не образами борьбы или победы, а широтой и проникновенностью мелодий, развитие которых приводит к подлинному торжеству.

Симфония № 3 была исполнена лишь через шесть лет после создания ее – в 1902 г. Состоялась премьера в Крефельде, дирижировал сам Малер.

Дважды к этой симфонии обращались балетмейстеры. В 1974 Морис Бежар поставил балет «Что мне рассказывает любовь» на музыку трех ее последних частей, а по прошествии полугода Джон Ноймайер поставил балет «Третья симфония».

 

Музыкальные Сезоны