(р. 1969)

Ирландский хореограф Майкл Киган-Долан родился в Дублине в 1969 г. Среди его родственников было немало образованных и интеллигентных людей – в семье были и медики, и юристы, и архитекторы, и государственные служащие, но Майкл решил посвятить себя хореографии, и потому в семье ощущал себя как некий «инопланетянин». Искусство танца увлекло его в школьные годы, когда он принял участие в рождественском спектакле-пантомиме, но без должного обучения его возможности ограничивались демонстрацией брейк-данса на дискотеках и подражанием Майклу Джексону. И все же Майкл, по его словам, был «единственным мальчиком в школе, который хотел танцевать». Когда он заявил отцу о своем намерении обучаться искусству танца профессионально и посвятить жизнь балету, у отца это не вызвало восторга – он опасался, что профессия танцовщика сделает сына «бездомным». Отец настоял, чтобы Майкл обсудил свое будущее со священником. Юноша пытался объяснить святому отцу, что он хочет сам распорядиться своей жизнью, и опасается, что его решение не встретит понимания. Выслушав его, священник подумал, что Майкл мечтает о духовной карьере… Вспоминая об этом случае много лет спустя, Киган-Долан говорил, что в действительности нет большой разницы между профессией священника и танцовщика: танец в его понимании – тоже духовная практика.

Но, так или иначе, Киган-Долан смог настоять на своем и в семнадцатилетнем начал обучаться балетному искусству в Лондоне у Кристофера Гейбла. Обучение было нелегким – молодой танцовщик ощущал себя «жестким, как доска». За время обучения приходит осознание собственных творческих устремлений: Киган-Долан испытывает желание не столько танцевать, сколько создавать хореографические постановки. Эта потребность становится еще более насущной после завершения учебы: Майкл долгое время не мог устроиться на работу в качестве танцовщика, поскольку не мог найти общего языка ни с одним хореографом – не мог выполнять того, что навязывала ему чужая творческая воля.

Возможность реализовать свои творческие идеи представилась не сразу – для этого потребовалось приобрести некоторый опыт, но наконец в 1997 г. Майкл Киган-Долан основал собственную труппу – Fabulous Beast Dance Theatre (Театр танца «Сказочный зверь»). За годы своего существования эта труппа зарекомендовала себя как одна из наиболее оригинальных и смелых. Балетмейстер обратился к национальным корням, черпая вдохновение в ирландских традиционных танцах. В репертуар «Сказочного зверя» входили не только оригинальные постановки (например, спектакль «Райан», удостоенный в 2011 г. премии «Бесси» в Нью-Йорке), но и классические балетные шедевры, которые Киган-Долан трактовал очень оригинально, если не сказать – неожиданно. Например, действие такого популярного балета, как «Жизель», было перенесено в ирландское местечко Баллифини, события разворачивались на фоне урбанистических декораций, а большую часть ролей исполняли мужчины. Более того, в балет было введено пение. Такой спектакль можно было обсуждать, можно было даже приходить от него в ужас – но не замечать его было невозможно.

Не менее новаторской была интерпретация «Весны священной», представленная в 2009 г. в Лондоне. Необычной была даже музыкальная основа балета: оркестр был заменен двумя пианистами, исполняющими переложение партитуры Игоря Фёдоровича Стравинского для фортепиано в четыре руки, причем помещались музыканты непосредственно на сцене. Придавая «славянкой древности» ирландский колорит, балетмейстер сохранил главную сущность произведения – ощущение той «варварской» древности, которая способна шокировать человека Новейшего времени своей первозданной жестокостью, как шокировала современников первая постановка «Весны священной» в 1913 г. (образы создателей балета тоже оказались вплетены в спектакль: свечи горели перед портретами Игоря Стравинского и Вацлава Нижинского, помещенными на сцене).

Театр танца прекратил существование в 2015 г., а в 2016 г. хореограф основал новую труппу, названную «Teac Damsa», что в переводе с древнеирландского означает «Дом танца» – такое наименование отражало стремление балетмейстера к сближению с национальной традицией. В таком ключе трактовал он балет не менее известный, чем «Жизель» или «Весна священная» – в 2016 г. Киган-Долан поставил собственную версию «Лебединого озера». Действие перенесено в современность – этим сейчас никого удивить нельзя, как и тем, что к озеру приходит не юный принц, а взрослый безработный мужчина, намеревающийся лишить себя жизни, но там он встречает четырех девушек, превращенных в птиц – героинь ирландской сказки «Дети Лиры».

Майкл Киган-Долан проявил себя не только как хореограф, но и как оперный режиссер. В 2012 г. в Английской национальной опере он поставил оперу Георга Фридриха Генделя «Юлий Цезарь». Режиссерская интерпретация барочной оперы была такой же необычной, как хореографические постановки ирландского балетмейстера.

Все права защищены. Копирование запрещено