Ференц Лист «Утешения»Подобно многим другим композиторам-романтикам, Ференц Лист в своем творчестве сполна отдал дань жанру программной миниатюры. Пьесы объединялись в циклы, наиболее масштабным из которых стали «Годы странствий». Но были и другие фортепианные циклы: «Венгерские исторические портреты», «Поэтические и религиозные гармонии», цикл «Рождественская ёлка», который композитор посвятил своей внучке Даниэле Бюлов. Некоторые из фортепианных пьес, созданных Листом, объединены общим заглавием – «Утешение». Такое название носят шесть миниатюр.

Стремление зафиксировать и воплотить в музыке тонкие движения души типично для искусства романтизма, но чтобы понять, почему возникают именно «Утешения», нужно знать, каким человеком был Ференц Лист. Русский пианист и дирижер Александр Ильич Зилоти, который был лично знаком с ним, брал у него уроки, вспоминал о Листе как об исключительно обаятельной и благородной личности, восхищался его душевной красотой. Такая личность проявляет себя в «Утешениях» – поэтичных пьесах, исполненных любви, в которых автор словно берет на себя страдания слушателя. Есть в этих миниатюрах и нечто от размышлений о смысле жизни, о бренности всего сущего, которые были так близки композитору, принявшему в конце жизни духовный сан.

Из шести «Утешений» Ференца Листа наибольшую известность приобрело «Утешение» № 3 ре-бемоль мажор. Источником вдохновения при создании его послужило созерцание вечернего пейзажа на озере Комо в Италии, которое композитор посетил вместе со своей возлюбленной Марией д’Агу. В этой пьесе, сочетающей кажущуюся простоту с глубоким смыслом, воплощаются характерные черты стиля Листа, в частности – привнесение в инструментальную музыку некоторых особенностей музыки вокальной. Итальянское belcanto являлось в понимании Листа одним из выражений совершенства красоты – ведь в нем природная прелесть человеческого голоса сочетается с искусным мастерством, поэтому черты вокальной кантилены нередко появляются в фортепианных произведениях Листа. Не является исключением и «Утешение» № 3: в ее светлой кантиленной мелодии в конце каждого построения возникают мелодические украшения, подобные тем, которые имели место в итальянской опере.

Роднит «Утешение» с вокальной музыкой и форма, напоминающая куплетную. Во втором «куплете» фиоритуры, украшающие мелодию, становятся еще более развернутыми – и более сложными, чем это возможно в вокальной музыке. Куплетность в «Утешении» претворяется в виде двухчастной формы – повторенной, с элементами варьирования, причем оно затрагивает в большей степени фактуру в первом восьмитактовом периоде. Следующее построение оказывается значительно расширенным благодаря интенсивному развитию – тонально-гармоническому и мотивному. Таким образом, в пределах фортепианной миниатюры проявляются черты, характерные для сонатности. В развитии основной темы из второго ее элемента возникает новый образ: пентатонический мотив, родственный интонациям фиоритурных украшений, проводится в замедленном виде и в более узком – квартовом – диапазоне, порождая «покачивающуюся» мелодию, излагаемую восьмыми, напоминающую колыбельную. В дальнейшем он возникает в пьесе неоднократно: он звучит в ля мажоре, а перед завершением коды проводится в основной тональности. Именно этот мотив, играющий ту же роль, что побочная партия в сонатной форме, становится в пьесе выражением главной ее идеи – утешения. Появление «мотива утешения» в коде сближает ее с сонатной репризой.

Проявились в «Утешении» № 3 и характерные черты тонально-гармонического «языка» Ференца Листа. К таковым относится, например, терцовый тональный план произведения: ре-бемоль мажор, фа мажор, ля мажор с последующим возвращением в основную тональность (ре-бемоль мажор), причем «мотив утешения», в котором «сконцентрирован» главный образ произведения, проводится по ходу музыкального развития во всех этих тональностях. Еще один интересный момент, встречающийся не только у Листа, но и у других композиторов-романтиков (например, у Роберта Шумана) – гармонизация тонического звука аккордом, относящимся к группе двойной доминанты (в данном случае терция тонического трезвучия, с которой начинается кантиленная мелодия, гармонизуется вводным септаккордом к доминанте). Такая гармонизация подготавливает фа минор, который, в свою очередь, подготавливает фа мажор – тональность, в которой возникнет «мотив утешения».

Таким образом, на примере «Утешения» № 3 можно наблюдать, как в пределах фортепианной миниатюры проявляются такие черты творчества Листа, как формообразующая роль гармонических средств и возникновение новых музыкальных образов из одной темы. Такими средствами создается пленительный образ утешения искусством, а может быть и красотой природы. Композитор утверждал, что при исполнении этой пьесы нельзя «грести в триолях на веслах сквозь вечернюю тишину», и требовал текучего движения, в котором звуки фигурации растворяются в гармонии, воплощая умиротворенность природы.

 

Музыкальные Сезоны

 

Все права защищены. Копирование запрещено