Ференц Лист «Прелюды»В творчестве Ференца Листа сложился новый жанр – симфоническая поэма. Ее отличительные черты – программность и одночастность, которая связана не столько с «сокращением» симфонического цикла, сколько с «преодолением границ» его частей. Тематика листовских поэм разнообразна – это и судьба творческой личности (весьма характерная для романтизма тема), и судьбы народов, и поиски смысла жизни. Последняя тема весьма ярко раскрывается в третьей по счету поэме под названием «Прелюды».

Программное содержание «Прелюдов» связано с одноименным стихотворением Альфонса де Ламартина. Этот французский поэт был весьма популярен в эпоху романтизма, а его творения, исполненные меланхолических мыслей о быстротечности жизни, были чрезвычайно близки Листу. Таким было и стихотворение «Прелюды» из сборника «Новые поэтические размышления». Смысл его представляется пессимистичным: все бренно, и сама жизнь – это всего лишь ряд прелюдий к неизбежной смерти. Основывая литературную программу своей поэмы на этом стихотворении, Ференц неоднократно ее перерабатывал – уже после завершения партитуры. Первый вариант, написанный в 1854 г., содержал подробный пересказ со множеством цитат. В варианте 1856 г. осталась лишь одна цитата из Ламартина, а общий тон становится более оптимистичным.

Композитор разворачивает перед слушателем ряд красочных картин, в которых можно найти и действенность, и лирику, и драматизм, и героику. Объединяющим началом становится принцип монотематизма: в поэме присутствует один главный мотив, состоящий всего из трех нот (до-си-ми) и двух интервалах (нисходящая малая секунда и восходящая кварта) – активный, вопрошающий – и он порождает все остальные темы поэмы (подобно тому, как человеческая личность предстает в том или ином качестве в различных жизненных обстоятельствах). Поэма начинается с этого «мотива-вопроса», решительно «произносимого» струнными в унисон.

Первым порождением этой вопрошающей темы становится до-мажорная главная партия – активная, гордая, сильная. Ее торжественность подчеркнута оркестровым изложением – проводят эту тему такие мощные инструменты, как тромбоны, в сочетании с благородным тембром низких струнных и фаготов.

Если в главной партии в центре внимания оказывался квартовый ход изначального мотива, то из другого его элемента – секунды – вырастает побочная партия. Ее нежно и лирично «поют» виолончели и вторые скрипки, затем – в сочетании с валторной-соло. Весьма красочным оказывается тональное соотношение тем – терцовое (до-мажор и ми-мажор). В процессе развития тема расцвечивается хроматизмами и новыми оркестровыми красками – ее перенимают засурдиненные альты и группа валторн. Это образ любви – «очаровательной зари бытия».

В разработке основной мотив теряет свою устойчивость – чистая кварта в нем сменяется уменьшенной, а в гармонии господствуют уменьшенные септаккорды. Хроматическое движение делает разработку особенно бурной и сближает по образному строю со скерцо циклических симфоний. «Буря» сменяется пасторальной картиной, соотносимой с медленными частями симфоний: лирическая тема проходит теперь на фоне перекличек духовых, имитирующих пастушеские наигрыши. Но дальнейшее развитие превращает тему в победный марш – тембр медных духовых, ff, участие ударных – большого барабана и тарелок. В этом апофеозе вновь возникает изначальная тема-вопрос. Не «прелюдией к смерти» оказывается человеческая жизнь, а движением к славе!

Симфоническая поэма «Прелюды» впервые была исполнена в Веймаре в феврале 1854 г. Дирижировал сам Ференц Лист.

 

Музыкальные Сезоны