Ансамбль «Студия новой музыки» устроил исторический экскурс в музыкальную Европу 40–60-х годов XX века. В числе остальных произведений впервые в России прозвучали «Контрапункты для ансамбля» Карлхайнца Штокхаузена, а также музыка советского авангарда.
Как отправиться в путешествие по Европе, не выезжая за пределы российской столицы? Ансамбль «Студия новой музыки» (АСНМ) предоставил такую возможность 18 мая. В Итальянском дворике Пушкинского музея участники АСНМ провели концерт-лекцию «Рождение новой Европы» к выставке «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968». Получилась увлекательная экскурсия с музыкальными экспонатами Булеза, Штокхаузена, Лигети, Берио, Денисова и Шнитке.
Французский авангард в лице Пьера Булеза и его сочинения «Нотации для фортепиано» представила Мона Хаба. Калейдоскоп образов «Нотаций» Булез заключил в число 12, что полностью отвечает принципам додекафонной композиторской техники. Двенадцать пьес по двенадцать тактов каждая, сконструированные из двенадцати звуков отзвучали сочно и рельефно в многообразной палитре контрастов.
Работа немецкого авангардиста Карлхайнца Штокхаузена дебютировала в России в исполнении АСНМ. Понятие «контрапункт» композитор трактовал, скорее, буквально, чем в полифоническом смысле. Поэтому «Контрапункты для ансамбля» Штокхаузен выполнил в технике пуантилизма («пункт» = «точка»), рассыпав звуковые точки, а иногда короткие мотивы, по десяти солирующим партиям. К концу звучащая ткань постепенно истончилась, а сочинение завершили фейта и фортепиано, поставив в конце деликатную, но уверенную точку. Казалось, что музыка в этом произведении сплошь алеаторична, то есть отчасти импровизационна и свободна в исполнительском смысле. Но ощущения эти рассеивались при первом же взгляде на дирижёра. Филипп Чижевский чётко дал понять сконструированность и рассчитанность этой музыки, вычерчивая, как метроном, сетку в трёх четверях.
Далее публика прослушала третью и четвёртую части из струнного квартета № 2 Дьердя Лигети. В этом сочинении солисты АСНМ Станислав Малышев (скрипка), Инна Зильберман (скрипка), Анна Бурчик (альт) и Ольга Калинова (виолончель), как всегда, с успехом справились с современными приёмами игры на струнных.
После романтических сочинений советского авангарда – «Серенады для ансамбля» Альфреда Шнитке и «Романтической музыки для гобоя, арфы и струнного трио» Эдисона Денисова – публика вместе с исполнителями перенеслась в Италию.
Единственное тональное сочинение этого вечера принадлежало итальянскому композитору – авангардисту Лучано Берио. Его «Песни народов мира для голоса и ансамбля» искусно исполнила Екатерина Кичигина. Символично, что первой исполнительницей вокальных сочинений композитора была его жена Кэти Бербериан, которой он и посвятил эти песни в 1964 году. Знаковым оказалось и то, что «Песни» Берио, соединившие в себе элементы разных культур, завершили музыкальную экскурсию в Европу середины XX века, вернув публику век XXI, в Итальянский дворик Пушкинского музея с вычурными барочными завитками на стенах, картинах и скульптурах.
Ансамбль «Студия новой музыки» во главе с композитором Владимиром Тарнопольским, курирующим этот концерт, вышли на новый синтетический жанр исполнительства инструментальных сочинений под названием «Музыкальная выставка», сочетающий в себе три вида искусства: музыку, живопись (музейные декорации и музыкальное произведение как художественное полотно) и слово (литературная основа вокального сочинения и подробный рассказ комментатора). Всё это способствует просветительской миссии АСНМ.
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев