(1907–1974)

Лев ОборинОдин из мастеров «золотого века» советского пианистического искусства Лев Оборин родился в Москве в 1907 году. Его родители, хоть и не имели профессионального музыкального образования, часто музицировали дома, в кругу семьи. Лев увлекался литературой, языками, театром, с детства проявлял интерес к живописи и скульптуре. В детстве он слышал Рахманинова-пианиста, Скрябина. Это отложило отпечаток на всю его дальнейшую судьбу.

С юности он начал брать уроки у Елены Гнесиной по классу фортепиано, и по окончании Гнесинского училища в возрасте 14 лет был принят в Московскую консерваторию (в класс фортепиано Константина Игумнова и класс композиции Николая Мясковского).

Одарённому пианисту очень повезло с учителями. Игумнов рекомендовал и старался раскрыть «его» репертуар, который был бы близок пианисту, а Мясковский в конечном итоге повлиял на то, что Оборин перестал заниматься активной композиторской деятельностью в пользу фортепианной карьеры. Как говорил сам Лев Николаевич, в классе Мясковского, во время работы над своими сочинениями, он осознавал, что работа с «чужими» произведениями даётся ему легче и проще, чётче виден «замысел» композитора.

Но до настоящего времени некоторые сочинения Оборина всё же сохранились, например, цикл пьес для фортепиано, трио для скрипки, альта и фортепиано, романсы на слова А.А.Ахматовой, В.В.Казина и А.А.Фета, «Фантастическое скерцо» для симфонического оркестра.

Из класса Игумнова вышли многие в будущем знаменитые пианисты – Яков Флиер, Мария Гринберг, Роза Тамаркина, Наум Штаркман и другие. На их фоне Лев Оборин нисколько не затерялся, и вскоре стало ясно, что в ученики к Игумнову он попал по праву.

С первого курса консерватории Оборин (кстати, отличник) активно даёт концерты и совершенствует свой репертуар. Большое влияние на него оказывает учитель. Сам пианист отмечал, что Игумнов буквально заставил его обратить внимание на произведения Чайковского, Рахманинова.

Тогда же, уже к окончанию консерватории, складывается личный стиль Оборина-исполнителя. Склонный к глубокому анализу сочинения, пианист привносит в игру цельность, ясность замысла, интеллектуальность. И при этом с техническими трудностями справляется легко, даже играючи. Как отмечали современники, это была не «напускная простота».

Третья грань Оборина-пианиста – тонкий лиризм. Как ученику Игумнова, Оборину был интересен романтический репертуар, в котором Лев Николаевич смог раскрыть своё дарование пианиста-лирика с быстрыми и лёгкими руками. Но «…Он был артистом подлинно русской складки – по своему характеру, облику, мироощущению, художественным вкусам и привязанностям. Не почувствовать всего этого в его искусстве было просто нельзя», как отметил музыковед Геннадий Цыпин.

Репертуар Льва Оборина условно можно разделить на две части. Первая – классика русской композиторской школы: Чайковский, Бородин, Лядов, Рахманинов, «Картинки с выставки» Мусоргского. А вторая – произведения Фредерика Шопена. Оборин чаще других обращался к музыке Шопена и всегда отмечал для себя ценность этого композитора.

Именно с именем «великого поляка» связан главный триумф в карьере Оборина-пианиста. В 1927 году Лев Николаевич выигрывает первую для СССР премию и первый приз на международном музыкальном конкурсе в Варшаве. Для пианиста это стало началом блестящей международной карьеры. Но этого могло бы и не произойти. Конкурсный репертуар пианист узнал за три недели до начала смотра, но сумел сконцентрироваться и подготовил программу вместе с Игумновым. Что интересно – вместе с Обориным в делегации как пианист на конкурс был отправлен и Дмитрий Шостакович, уже достаточно известный композитор (на конкурсе он получит только диплом).

В Варшаве Льва Оборина ждала громкая победа. Эта победа стала знаковой не только для него, но и для всех советских пианистов. Оборин был первым – он открыл для пианистов «дорогу» на международные конкурсы и своим примером доказал, что советские музыканты могут составлять конкуренцию Западу.

В феврале 1927 года, когда в Москву пришла новость о победе Льва Оборина, в Большом зале консерватории шёл авторский концерт Сергея Прокофьева. Концерт прервали для того, чтобы объявить о том, что золотой медалист Московской консерватории Лев Оборин выиграл Первую премию. Прокофьев был настолько впечатлён этим фактом, что даже оставил о нем запись в своём дневнике.

Впоследствии Прокофьев посвятит пианисту свою Сонату №1 для скрипки и фортепиано. Оборин вместе с Давидом Ойстрахом станут её первыми исполнителями.
Лев Оборин после победы на конкурсе (в возрасте 21 года) был приглашён преподавать в своей альма-матер, став одним из самых молодых преподавателей за всю историю вуза, и оставался преподавателем до конца жизни. Оборин-преподаватель воспитал немало достойных учеников – Тиграна Алиханова, Михаила Воскресенского, Бориса Чайковского и многих других. Ученики отмечали его интеллигентность, требовательность к питомцам и очень тщательную проработку изучаемого материала.

Во время Великой Отечественной войны Лев Николаевич, как и многие артисты, в составе фронтовых бригад ездит с выступлениями по фронтам и частям, где выступает перед защитниками Родины. Именно во время этих поездок происходит ещё одно знаковое событие в жизни пианиста: складывается камерный ансамбль Оборин–Ойстрах–Кнушевицкий.
Первый же совместный выход на сцену был окружен большим успехом, и этот успех не покидал ансамбль до конца их выступлений (после смерти Кнушевицкого в 1963 году ансамбль распался).

В ансамбле Оборин получил новый вектор развития. Он смог отойти от виртуозных сольных пьес и начал играть ансамблевые сонаты Шостаковича, Бетховена и многих других авторов. Запись десяти сонат Бетховена для скрипки и фортепиано, где с Обориным играл Давид Ойстрах, считается эталонной.

Огромная эрудиция и интерес к различным видам искусства (Оборин брал уроки у самого Бруно Вальтера, дружил со многими выдающимися людьми своего времени – Мейерхольдом, Гариным, художниками, физиками, скульпторами) помогали пианисту быть убедительным в любом репертуаре, а глубочайшее знание предмета и воспитание стали основой его преподавательского стиля.

Лев Николаевич Оборин был отмечен многими наградами, в том числе, зарубежными.

Пианист скончался в 1974 году, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, вместе с супругой, О.Н.Обориной.

Архив пианиста находится в РГАЛИ.

В 2007 году про него был снят документальный фильм «Первый из страны Советов». Также о творчестве Льва Оборина написана монография, ему посвящена глава в справочнике «Портреты пианистов».

В 2017 году отмечается 110-летие со дня рождения Л.Н.Оборина.

Все права защищены. Копирование запрещено