"Ее падчерица" (Енуфа)Когда речь заходит о чешской опере, в первую очередь вспоминаются два произведения – «Проданная невеста» Бедржиха Сметаны и «Ее падчерица» Леоша Яначека, известная также под заглавием «Енуфа». Между этими операми немало общего: обе проникнуты интонациями чешского музыкального фольклора, в обеих на сцене живут и действуют простые чешские крестьяне… но в то же время они противоположны друг другу: если «Проданная невеста» – очаровательная идиллическая комедия, то сюжет «Ее падчерицы» драматичен и даже трагичен (не случайно музыкальный критик Макс Брод назвал ее «Сметаной в миноре»).

Источником вдохновения послужила для композитора пьеса молодой чешской писательницы Габриэлы Прейссовой «Ее падчерица», впервые поставленная в 1891 г. в Брно. Воплощая на сцене крестьянский быт, автор даже не пытается его идеализировать – грубость нравов моравской деревни предстает перед зрителем во всей неприглядности. Особенно близок был композитору один из персонажей – Лаца, в котором Яначек видел свое «бедное детство и суровую юность»: бабушка – хозяйка мельницы Бурыйя – относится к нему, как к батраку, гораздо больше любит она другого внука – бездельника и пьяницу Штеву. Ситуация усугубляется любовным соперничеством: Лаца безответно влюблен в падчерицу дьячихи Енуфу, которая отдала предпочтение Штеве, совершенно не ценящему ее. Штева женится на дочери старосты Карольке несмотря на то, что Енуфа родила ребенка от него. Скрывая от односельчан грех падчерицы, Дьячиха запирает ее в избе вместе с ребенком – лишь Лаце она открывает правду. Опасаясь, что теперь даже он откажется жениться на Енуфе, она говорит парню, что ребенок умер, то же самое она сообщает Енуфе, очнувшейся после беспамятства – в действительности Дьячиха убивает ребенка. Труп младенца находят у пруда во время свадьбы Лацы и Енуфы, Дьячиха признается в убийстве – теперь правда известна всему селу. Каролька отказывается от Штевы, узнав о его отвратительном поступке. Лаца нежно утешает Енуфу – он всегда будет ее любить.

«Точкой пересечения» с личной жизнью композитора оказалась не только драма Лацы – с любовью создавая образ Енуфы, Яначек выражал свою нежность к дочери Ольге, в то время тяжело больной (после смерти дочери композитор посвятил оперу ее памяти).

Текст драмы Прейссовой не был переработан для оперы в стихотворное либретто – лишь были сокращены некоторые сцены, добавлены песни, звучащие по ходу действия – опера написана на прозаический текст – это даже не «стихи в прозе», как в «Пеллеасе и Мелизанде» Клода Дебюсси или «Саломее» Рихарда Штрауса, а именно проза, живой разговорный язык (пьеса написана на моравском диалекте). Это во многом определило и музыкальный язык оперы. Подобно Модесту Петровичу Мусоргскому или Александру Сергеевичу Даргомыжскому, Яначек ставит во главу угла декламационные обороты – именно в них раскрывается драма героев. Примечательно, что чаще всего музыкальные фразы завершаются на слабых долях такта – это создает впечатление неудовлетворенности, беззащитности и даже эмоционального надрыва. Психологическая убедительность музыки сочетается с национальным колоритом, созданию которого способствует широкое использование диатонических ладов народной музыки – в частности, дорийского, а в одном из актов композитор заменяет галоп, указанный в пьесе Прейссовой, моравским танцем одземеком.

Созданию национального колорита во многом способствуют массовые сцены, которые занимают большое место в первом и третьем актах, в то время как во втором действии внимание сосредотачивается на раскрытии психологической драмы. В хоровых эпизодах используются народные тексты – введенные Прейссовой (песня подружек невесты в третьем акте) или добавленные самим Яначеком (песня рекрутов «Все женятся» в первой действии), но на эти тексты композитор создал собственные мелодии, основанные на фольклорных интонациях.

В драматургии оперы «Ее падчерица» важную роль играет лейтмотив, проходящий через всё произведение, который можно определить как «мотив вины» – краткая попевка словно «вращается» в замкнутом кругу. Он появляется и в вокальной партии, и в оркестре, ведь угрызения совести (или хотя бы страх, связанный с неблаговидными поступками) испытывают многие персонажи – Енуфа, Штева, Дьячиха. Таким «психологическим фоном» обусловлена одна из особенностей оперы – частое повторение мелодических и даже текстовых фраз (за эти повторы композитора упрекали в «устаревшем формализме», однако они как нельзя лучше передают состояние героев, терзаемых неотвязными мыслями).

Работа над оперой растянулась на несколько лет – произведение было завершено в 1903 г. Путь «Ее падчерицы» на сцену оказался нелегким. Композитор предложил оперу Национальному театру в Праге, но получил отказ без всякого обоснования. Оставалось только надеяться на постановку в Брно – здесь возможности оркестра были скромнее, чем в Праге, но оперную труппу возглавлял ученик Яначека Кирилл Мефодий Граздира. Премьера, состоявшаяся в январе 1904 г., стала триумфом Яначека – публика вызывала композитора после каждого акта. Столь же восторженными были отзывы критиков.

И все же Яначек мечтал о постановке в Праге. Ждать этого пришлось долго – пражская премьера состоялась лишь в 1916 г.

Все права защищены. Копирование запрещено