В год столетия независимости Финляндии Финская национальная опера поставила балет-оперу «Куллерво» по одноимённой симфонии Яна Сибелиуса (1892) для оркестра, соло и хора (совместная продукция с Компанией Теро Сааринена). Выбор, разумеется, не случаен: произведение самого известного композитора Страны Суоми на сюжет из «Калевалы» (карело-финского поэтического эпоса).

В год столетия независимости Финляндии Финская национальная опера поставила балет-оперу «Куллерво» по одноимённой симфонии Яна Сибелиуса

Фотограф — Сакари Виика

Сибелиус сделал первые наброски «Куллерво» в период обучения в Вене (1890–1891). В одном из писем из Вены он писал: «Я чувствую, что “Калевала” вполне современна. Это чистая музыка, тема и вариации». (Название «Калевала» – эпическое имя страны, где живут финские народные герои.) Композитор показал ещё неоконченное произведение своим венским учителям, но их приговор был убийственен: «Музыка грубая и варварская». Сибелиус обиделся, прекратил отношения с ними и, вернувшись в Финляндию, закончил своё детище, не понравившееся венским гуру. Премьера «Куллерво» (богатырь Куллерво в финской и карельской мифологии – сын Калевы, мстящий своему дяде – родственнику, но врагу – за гибель своего рода) состоялась в апреле 1892 года. И это стало моментом, когда Финляндия нашла в Яне Сибелиусе своего национального героя, которым он с тех пор и остаётся. Даже в наши дни симфония «Куллерво», считающаяся отправной точкой финской музыки, высоко ценима в Финляндии и не только. Финская аудитория в музыке Сибелиуса слышала звуки природы, это быстро трансформировалось в «звуки природы Финляндии», а в итоге превратилось в «звуки Отечества». Слушатели то ли не замечали утончённого пантеизма Сибелиуса в этом произведении – «песне» простым людям, живущим в лесу иступлённым язычникам, то ли не придавали этому значения.

Композитор, однако, после первого же представления симфонии публике исполнять «Куллерво» в дальнейшем запретил, и послушные финны выполнили его волю: при жизни Сибелиуса это произведение больше не звучало.

История Куллерво (Самули Поутанен) известна каждому, знакомому с «Калевалой». Между братьями Калерво и Унтамо возникла ссора. Унтамо собрал войско и уничтожил весь род Калерво. Чудом осталась жива лишь одна женщина. Своего родившегося сына она назвала Куллерво. Мальчик, уже в детстве обладавший сверхъестественной силой, поклялся отомстить за свой род. Эту клятву случайно услышал Унтамо и попытался убить ребёнка, но того не брали ни вода, ни огонь. Позднее Унтамо сделал подросшего Кулерво своим бесплатным работником, но всё, за что парень ни брался, рушилось или приходило в негодность, и хозяин решил продать его кузнецу Ильмаринену.

В год столетия независимости Финляндии Финская национальная опера поставила балет-оперу «Куллерво» по одноимённой симфонии Яна Сибелиуса

Куллерво — Самули Поутанен. Фото Сакари Виика

Жена Ильмаринена, дочь ведьмы Лоухи, послала Куллерво пасти скот, дав ему с собой хлеб с умышленно запечённым в него камнем. Разрезая хлеб, Куллерво сломал о камень нож – единственное, что имелось у него в память о погибшем отце. Разозлившись, Куллерво загнал стадо в болото, а затем, созвав волков и медведей, превратил их в коров и телят и пригнал в дом своего хозяина. Жена Ильмаринена пошла доить коров и была растерзана дикими зверями, с которых спали «коровьи» чары.

Куллерво бежит из рабства и, узнав, что его родные (мать, отец, сестра и брат) живы, возвращается домой. Однако дома его никто не любит, кроме матери. Вскоре он встречает девушку и соблазняет её, не зная, что она приходится ему родной сестрой, которая потерялась в детстве. Девушка от стыда утопилась. Взяв меч, подаренный богом Укко, Куллерво пошёл войной на Унтамо, истребил весь род своего врага и обратил избы в пепел.

Однако за это время у самого Куллерво умерли отец, мать и все родственники. Вернувшись из похода и увидев свой дом пустым, Куллерво, не выдержав горя, вонзает меч рукоятью в землю и бросается на него.

Спектакль решён в условной манере – это касается и хореографии (хореограф-постановщик Теро Сааринен), и сценографии (Микки Кунтту), и костюмов (Эрика Турунен). Действие происходит на абсолютно пустой сцене, причём она будет оставаться пустой на протяжении всего спектакля. Из декораций – только серебристо-чёрная густая решётка через всю сцену, появлявшаяся время от времени, плюс очень интересный, какой-то «потусторонний» свет (художник по свету тоже Микки Кунтту). Свет был «живой», он отражал и подчёркивал самые сильные драматические точки действия. Хореография представляла собой не классический балет на пуантах, а современный психологический танец, удивительно совпадавший с характером музыки и передававший все нюансы разворачивавшейся на сцене драмы – острота и резкость движений, но при этом редкая синхронность и скоординированность в массовых сценах, а их в спектакле немало. Костюмы тоже условные, все – и мужские, и женские – в серо-чёрно-серебристо-коричневой гамме. Единственное, что показалось мне негармоничным, это простенькие платья женщин (а какие ещё могут быть во времена язычества?) и вполне современного стиля костюмы у мужчин, включавшие даже жилеты, правда, надетые на голое тело.

В год столетия независимости Финляндии Финская национальная опера поставила балет-оперу «Куллерво» по одноимённой симфонии Яна Сибелиуса

Фото Сакари Виика

Музыка «Куллерво» наполнена силой, и не просто силой, а бурей и натиском, в ней есть инаковость: она напоминает народные мотивы и служит как будто эхом мелодий героев «Калевалы» и песен карельской земли, но при этом фактически не содержит народной музыки (оркестром Финской национальной оперы управлял Юкка-Пекка Сарасте).

Роль мужского хора в «Куллерво» довольно уникальна: разброс хоровой экспрессии – от жизнерадостного общинного духа до душераздирающего крика отчаяния, а когда шло просто повествование или рассказ о семейных связях главного героя, звучание хора было очень деликатным.

«Почему человек изолирует себя и живёт один? Как люди, живущие в неблагополучных условиях, ввергаются в порочный круг социальных неурядиц, из которого им редко удаётся выбраться? – задаётся вечными вопросами хореограф-постановщик «Куллерво» Теро Сааринен. – Что касается Куллерво, то он, несомненно, талантливый, и, несмотря на отчаянные ситуации, в которых оказывается, остаётся удивительно жизнеспособным и несгибаемым. Он не неудачник, он – сложная, противоречивая и очень интересная личность».

 

Фото предоставлено пресс-службой Финской национальной оперы

 

Постскриптум

В Хельсинки на одной из главных улиц есть даже здание, названное в честь Куллерво. Причем портрет Куллерво и сюжеты из его истории выбиты в камне на фасаде. Скульптуры на фасаде выполнены Хильдой Флодин. Это здание было построено в 1899–1902 годах архитекторами Гезелиусом, Линдгреном и Саариненом для страховых компаний, одна из которых называлась «Куллерво».

Здание «Куллерво» в Хельсинки. Фото Людмилы Лавровой

Все права защищены. Копирование запрещено