Зубин Мета, которому в апреле 2016 исполнилось 80 лет, должен будет передать свою палочку только в 2019, но уже сейчас циркулируют разнообразные слухи о его «наследии» в Израильском филармоническом оркестре. Сможет ли преемник вернуть оркестру инновационный репертуар, как это было 30 или 40 лет назад? 

Зубин МетаВ конце декабря 2016 было объявлено об уходе в 2019 со своего поста маэстро Зубина Меты.

Новый музыкальный руководитель Израильского филармонического оркестра столкнется со многими вызовами.

Это не только необходимость сохранения общественного и международного авторитета оркестра (что само по себе можно назвать подвигом), но также необходимость освежить его репертуар и восстановить его репутацию коллектива высшего мирового класса, каковым он был в первые годы руководства Меты.

Очень немногие дирижеры в мире способны на такой подвиг. Трое из тех, кто мог бы это сделать, уже работали с этим оркестром до того, как подняться на новые ступени своей карьеры.

Открытый список

Наиболее известен Кирилл Петренко, который был счастлив дирижировать ИФО несколько лет назад, поскольку в зале присутствовали две его бабушки, живущие в Израиле. Но Петренко не стал дожидаться ухода Меты и принял гораздо более престижное предложение: он и был назначен художественным руководителем Берлинского филармонического оркестра (с августа 2018).

Антонио Паппано — главный приглашенный дирижер ИФО в конце 1990-х гг., после чего отношения оркестра и маэстро прервались. С 2002 Паппано — музыкальный руководитель Королевской оперы Ковент-Гарден в Лондоне. Он, несомненно, является одним из ведущих дирижеров мира наших дней, и ИФО вряд ли представляет для него интерес.

Третий кандидат — молодой израильский дирижер Лаав Шани. Он буквально «наэлектризовал» оркестр и публику во время первого выступления с ИФО в 2013, в возрасте 24 лет. Лаав Шани дирижировал оркестром и на концерте в честь 80-летия ИФО в декабре 2016. Вскоре Лаав Шани станет музыкальным руководителем Роттердамского оркестра, получив это назначение после своего не менее впечатляющего дебюта с этим коллективом.

Шани говорит, что у него полностью расписаны планы на ближайшие семь лет, но, несмотря на это, его имя всегда рассматривается в списках кандидатов на вакантные места, и ИФО тоже может на него претендовать.

Шани харизматичен, его очень любят музыканты, он способен возбудить энтузиазм публики. Он молод — значит, у него не так много опыта, но зато он больше погружен в мир интернета, куда сейчас все больше проникает классическая музыка. К тому же вызывают любопытство его репертуарные предпочтения. Неясно, пойдет ли работа с ИФО на пользу его карьере, но если его призовут к руководству оркестром, он обязан будет рассмотреть это предложение.

В списке кандидатов фигурируют:

58-летний Манфред Хонек, музыкальный директор Питсбургского оркестра, дважды с успехом дирижировавший ИФО;

44-летний Владимир Юровский, успешный музыкальный руководитель Лондонского филармонического оркестра; он запомнился своим дебютом с ИФО в 2012;

40-летний Василий Петренко, который, однако, экстремально занят, будучи руководителем филармонических оркестров Ливерпуля и Осло;

Пабло Эрас-Касадо, 39-летний испанский маэстро, воспитанный в традициях аутентичного исполнения, чье назначение может повести оркестр в новом, неожиданном направлении;

Джанандреа Нозеда, в настоящее время главный приглашенный дирижер ИФО. 52-летний Нозеда ранее был музыкальным руководителем симфонического оркестра BBC и в этом качестве сделал несколько запоминающихся записей.

Мысли о будущем

Генеральный секретарь ИФО Ави Шошани верит, что оркестр продолжит развиваться и гастролировать по всему миру, оставаясь главным явлением в культурном ландшафте Израиля:

«Сейчас оркестр ассоциируется с Метой, и нужно понимать, что найти ему замену будет непросто. Не нужно искать его точную копию и пытаться реконструировать его стиль руководства и взаимоотношения с музыкантами. Это будет нечто иное».

Шошани подчеркивает, что у него пока нет определенного направления, концепции или плана, и что оркестр еще не начал обсуждать вопрос о преемнике. Тем не менее, в течение многих лет налаживались хорошие отношения со многими известными дирижерами, и некоторые из тех, кто находится в списке, являются достойными кандидатами.

Ясно, что самым большим камнем преткновения будут финансы. Особые отношения, которые были у оркестра с Метой, можно отчасти отнести и на счет его согласия работать за относительно низкую плату. Будет чудом, если новый музыкальный руководитель согласится на такие условия: новый дирижер должен будет действительно жаждать занять эту должность, чтобы согласиться на компромисс относительно зарплаты. В ином случае придется искать какие-то креативные решения, чтобы увеличить доходы оркестра.

muzobozrenie.ru