В начале июня на сцене театрального Центра имени Вс. Мейерхольда состоялась премьера одноактного балета по произведению Льва Толстого «Крейцерова соната». С артистами классической труппы «Балет Москва» его поставил молодой канадский хореограф Роберт Бинет.

Крейцерова соната

Идея оживить героев известной повести Л. Толстого показалась весьма привлекательной и перспективной для балетного театра, заполоненного  бесчисленными бессюжетными пластическими опусами разного качества. Отрадно и то, что специально для данной постановки была создана музыка, автором которой стала американка Гити Разас ‒ выпускница Джульярдской школы, лауреат многочисленных международных конкурсов. В резюме у хореографа спектакля Роберта Бинета обучение в Национальной балетной школе Канады и стажировка у Уэйна МакГрегора в Королевском балете Великобритании. Свое влияние на Бинета оказал и Джон Ноймайер, за работой которого он наблюдал в Гамбургском балете.

Вдумчивый, способный и уже обремененный некоторым опытом постановок Бинет, оказался в команде с драматургом Бриттой Джонсон (Канада), художником Хаэми Шин (Южная Корея) и художником по свету Константином Бинкиным (Россия).

Крейцерова соната

Фото автора

Сюжет небольшой по объему повести Л. Толстого, написанной в 1890 году и сразу же подвергнутой цензуре, связан с семейной драмой состоятельного помещика Василия Позднышева, убившего из ревности свою жену. На примере трагической истории супружества писатель не только описывает отдельно взятый жизненный период семьи, но и  рассказывает о сложных и интимных перипетиях жизни человека. Эта повесть Толстого совершенно справедливо причислена к классическим произведениям мировой литературы. По философскому содержанию она подталкивает читателей к размышлениям о собственной жизни и совершаемым поступкам по отношению к окружающим. Прочитав «Крейцерову сонату» еще раз убеждаешься, что талант великого русского писателя одинаково ярко проявился в произведениях как большой, так и малой формы.  И, конечно, велика была ответственность хореографа, взявшегося за танцевальную транскрипцию именно этой повести Толстого!

Крейцерова соната

Согласно законам балета, где существует своя система образов, Бинет выстроил композицию спектакля с участием трех героев. И, собственно, весь его балет, был сведен к любовному треугольнику ‒ Позднышев, его жена и музыкант (Эдуард Ахмедшин, Эрика Асай и Михаил Киршин). Озвучивать переживания героев приходилось не только им, но и десяти другим танцовщикам. Своего оригинального пластического языка Бинет не смог придумать, но попытки пластической философии у него были. Здесь, вероятно, и сказалось влияние Ноймайера, чья интеллектуальная и содержательная хореография буквально провоцирует к собственным танцевальным изречениям увлеченных авторов. Однако совершить какой-то прорыв постановщику и его грамотным, творческим коллегам не удалось! Да и могли ли минималистская сценография с малоизобретательной хореографией и абсолютно не запоминающейся музыкой произвести значительное впечатление? А если убрать из афиши название повести Толстого, вряд ли бы кто-то вообще понял, что балет поставлен по «Крейцеровой сонате»!

Фантазировать же о том, какими средствами можно разнообразить действие толстовского балета ‒ дело неблагодарное, поскольку авторы увидели его таким, каким он вышел к премьере. Но, все же, сделаю одну попытку. Движущийся поезд ‒ одна из ярких метафор Толстого. И весь рассказ Позднышева о своей жизни происходит в вагоне движущегося поезда.  Этот момент можно было бы интересно обыграть в балете…

Крейцерова соната

Сведенный только к убийству жены ревнивым мужем бинетовский балет вышел выхолощенным по действию. А сделанный акцент на роли музыки в судьбе героев и в жизни Л. Толстого оказался не столь четким и убедительным. Возможно, что автор этой статьи проглядел какую-то новую тенденцию в современной хореографии, но и балетные критики могут иметь свое представление о том, какими должны быть произведения Льва Толстого на балетной сцене.

Все права защищены. Копирование запрещено.