О концерте петербургской Академии русского балета в Кремле

Красота, музыкальность, артистизм, поразительный недетский профессионализм… Эти эпитеты по праву заслужила петербургская Академия русского балета им. Вагановой, которая третий год подряд показывает выпускные спектакли на сцене Кремлёвского дворца.

О концерте петербургской Академии русского балета им. Вагановой в Кремле

Балет «Пахита».  Фото: В. Васильев

Такую роскошь себе не позволяет ни одно училище. Ректор академии Николай Цискаридзе делает всё возможное (и невозможное тоже!), чтобы эти короткие, весомые гастроли состоялись и прошли на высочайшем уровне. К ним старательно готовятся ученики и педагоги, каждый раз шьются новые красочные и элегантные костюмы, тщательно подбирается репертуар, в который включаются шедевры русской балетной сцены, придирчиво прорабатывается хореографический материал. Цискаридзе не любит выпускные концерты, он считает, что нужно показывать спектакли. «Мы готовим артистов балета, а не исполнителей концертных или конкурсных номеров. Дети должны участвовать в спектаклях, с детства знать, что такое балетный театр. Так в своё время было заведено в петербургском Императорском училище, а мы продолжаем эти традиции», – говорит Цискаридзе.

В этом году в Москве высадился мощный десант из ста сорока петербуржцев – от самых маленьких до выпускников, педагогов, репетиторов. Вечер продолжался три с половиной часа – больше, чем любой, даже самый длинный классический балет. Академия привезла сложный, разнообразный классический репертуар, какой себе порой не может позволить даже академический театр.

По просьбе зрителей вечер открыла уже знакомая москвичам «Фея кукол» Й. Байера, порадовавшая ещё в прошлом году изяществом и высоким уровнем исполнительского мастерства. Николай Цискаридзе разумно подсократил милый балет братьев С. и Н. Легатов. Он убрал устаревшие игровые сцены, придав зрелищу современный динамизм и сохранив при том очарование старины. Живёт в «Фее кукол» дух середины ХIХ века, когда вся Европа сходила с ума от поразительных танцев кукол-автоматов. Играть обожают и дети, и взрослые. А воспитанники академии с удовольствием вживаются в образы разных кукол: фарфоровых, кружевных, говорящих, француженок, китаянок, испанок…

«Фея кукол». Фото: В. Васильев

Как и год назад, на ночном кукольном балу царит Фея кукол – техничная и артистичная выпускница Элеонора Севенард, два кавалера Пьеро (Павел Михеев и англичанин Оскар Фрейм) в танце соревнуются за благосклонность равнодушной красавицы. Под бурные аплодисменты зала проходит бравурный финал балета. В восторге и зрители, и исполнители, танцующие радостно и с удовольствием. Когда на сцене царит такое настроение, даже технические трудности не пугают исполнителей.

Крепким орешком даже для взрослых артистов считается картина «Школа танца» из балета «Консерватория» датского классика Августа Бурнонвиля. Очень трогательно его исполняют воспитанники академии, старательно сохраняя своеобразные положения рук и чуть наклонённого вперёд корпуса, как на старинных миниатюрах и картинках. Они внимательно следят за позициями ног, не пасуют перед мелкой бисерной техникой заносок и антраша, сложными координационными задачами. Педагог (он же премьер труппы) в исполнении Оскара Фрейма деликатно опекает двух балерин, уверенно задаёт комбинации другим. Кажется, маленькие исполнители понимают, что хорошая школа – основа будущей профессии.

Элегантную школу характерного танца юные петербуржцы продемонстрировали в шедевре Льва Иванова «Венгерская рапсодия» Ф. Листа, которую хореограф сочинил для «Конька-горбунка». Эта композиция – редкий гость в репертуаре училища. Восстановил её такой мастер сцены, как легендарная характерная прима и педагог Ирина Генслер.

Цискаридзе проявляет глубокий интерес и уважение к истории и великим выпускникам петербургской школы. Среди самых знаменитых – хореограф Леонид Лавровский. Он поставил «Классическую симфонию» Сергея Прокофьева в 1966 году для Московского хореографического училища с оглядкой на танцсимфонии Джорджа Баланчина. В Петербурге она никогда не шла. Для академии её отредактировал и поставил сын хореографа Михаил Лавровский. Постановка приурочена к 50-летию со дня смерти знаменитого хореографа.

О концерте петербургской Академии русского балета им. Вагановой в Кремле

«Классическая симфония». Фото: В. Васильев

Удлинённые пачки «колоколом» небесной голубизны, канделябры в руках элегантных юношей придают балету романтический петербургский флёр. Кажется, что действие происходит в бальной зале или на подмостках придворного театра. Свою юношескую симфонию Прокофьев сочинил как дань уважения к музыкальной культуре прошлого. Эта современная стилизация «под Гайдна» изящно воплощена на сцене Леонидом Лавровским. То чуть томно и затаённо, то с парадным блеском танцсимфонию исполняют воспитанники родного училища Лавровского. Особенно отмечу слаженность и чёткость танца юношей, синхронность исполнения. Цискаридзе сам танцевал в школе эту симфонию. Зная все тонкости и подвохи, он сумел не только её тщательно отрепетировать, но и привить хорошие манеры и вкус ученикам.

В честь 200-летия со дня рождения Мариуса Петипа, которое будет отмечаться в 2018 году, академия возродила (при участии такого знатока старинной хореографии, как Юрий Бурлака) последнее действие балета «Пахита». Начинается оно, как любой бал, с полонеза. В парадных свадебных одеждах в стиле ампир гостей приветствуют новобрачные – Пахита и Люсьен. Деликатно восстановлены историко-бытовые или так называемые салонные танцы: контрданс, котильон, гавот, бытовавшие во времена правления Наполеона. Старательно и безупречно исполняются учениками младших классов детский полонез и бальная мазурка (их разучивали и танцевали даже на детских балах). Сдержанно, без демонстрации тур де форсов классическое па-де-труа исполняют Влада Бородулина, Александра Коршунова и Руслан Стенюшкин. На юных артистах роскошные удлинённые пачки и испанские костюмы «под Гойю» (художник Дмитрий Парадиз), намекающие на место действия балета – Испанию. В гран-па женственно смотрится аккуратный, слаженный кордебалет учениц, способный конкурировать с ансамблями Большого и Мариинки. Фасон удлинённых пачек юных петербургских «испанок» напоминает наряды императорских прим.

О концерте петербургской Академии русского балета им. Вагановой в Кремле

«Пахита». Фото: В. Васильев

В лазорево-голубой пачке (как когда-то её знаменитая родственница Матильда Кшесинская) уверенно, даже с блеском Пахиту исполняет Элеонора Севенард. Статностью и благородными манерами выделяется её жених – французский аристократ Люсьен д’Эрвильи в исполнении Егора Геращенко. У него соответствующий эпохе грим и причёска. «Печатью Цискаридзе» отмечена его элегантно исполненная вариация. Сам ректор Николай Цискаридзе, не жалея времени и сил, щедро делится знаниями с учениками. Результат налицо в «Пахите». Все танцуют свободно и красиво, получая удовольствие от театральности постановки. Свои умения в балеринских вариациях демонстрируют воспитанницы академии Мария Петухова, Юлия Спиридонова, Мария Хорева, Александра Хитеева.

Конечно, хотелось бы видеть у девушек более изысканную работу стоп. Порой они были чуточку вялыми и неоправданно расслабленными в разных балетах. Зато радуют музыкальность и артистизм учащихся академии – их редко видим в танцах самых прославленных трупп. Воспитанники знают: за немузыкальность исполнения «Цискаридзе убьёт!» Несмотря на профессиональную требовательность и напускную суровость, ученики его обожают! Ведь он может всё показать, станцевать за всех, объяснить ошибки – так образно и доходчиво, что навсегда запомнишь. Педагоги продолжают жить в учениках, особенно в балете, что доказали выступления петербуржцев.

Когда смотришь спектакли петербургской Академии русского балета, часто забываешь, что на сцене дети, а не взрослые артисты. Оцениваешь их без малейших поблажек. Участники выпускного спектакля кажутся самостоятельной балетной труппой со своим тонким, благородным стилем. Добиться подобного чрезвычайно трудно. Жаль, что выпускные спектакли – эксклюзив на три-четыре вечера. В таком составе, как на московских гастролях, эти балеты никто больше не увидит! Окончив академию, дети разойдутся по театрам. И осенью снова начнётся работа над репертуаром следующего года с учётом особенностей будущих выпускников.

 

Все права защищены. Копирование запрещено