В течение двух вечеров, 11 и 12 октября, на Малой сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко можно было видеть итоги работы творческой лаборатории молодых композиторов и драматургов «КоOPERAция», старт которой был дан в мае 2017 г.
Композиторы и драматурги (всего шестнадцать человек: Андрей Бесогонов, Валерий Печейкин, Дмитрий Суворов, Дана Сидерос, Эльмир Низамов, Евгений Казачков, Наталья Прокопенко, Мария Зелинская, Игорь Холопов, Мария Огнева, Алина Подзорова, Гульнара Сапаргалиева, Кирилл Широков, Наталья Боренко, Иван Абрамов, Артем Золотарёв) объединились в пары и создали восемь мини-опер длиной около пятнадцати минут каждая.
И был аншлаг! По словам Натальи Сурниной, одного из кураторов проекта, последние билеты раскупили в день концерта.
Восемь опер в один вечер. Восемь разных высказываний, самостоятельных историй. Объединяют их две вещи: молодость авторов и единый режиссёрский подход (режиссёр-постановщик и куратор проекта Екатерина Василёва, художник-постановщик Соня Кобозева, художник по свету Александр Романов). Неизвестно, чего ожидать: будет ли это скучно и вторично или захватывающе и интересно? Ощущение тревожности также присутствует: не сложно ли будет воспринять такое количество произведений? Однако ничего не оставалось, как дождаться начала и погрузиться в происходящее.
Вечер был решён в виде единого спектакля. Даже удивительно, как получилось сгруппировать оперы по четыре в каждом отделении и связать все эти произведения в некое цельное режиссёрское высказывание.
Вторая группа объединена темой одиночества и растворения в пространстве. В «Путешествии голубой стрелы» главная героиня остаётся одна, пребывая в мечтах, в «Апноэ» девушка-дайвер уходит на дно вслед за иллюзией, в «Элементах» главенствует тема распада – частиц и человека, а в Aftermath прослеживается тема взаимосвязи вещей, растворения всего в мире атомов, природы, космоса.
В каждом блоке – одно сценическое пространство. Постановщики использовали не только сцену: участники каждой из опер – театр голоса «Ла Гол» под руководством Наталии Пшеничниковой, театральная компания RADI SVETA, вокальный ансамбль InterActive – передвигаются от края к краю, спускаются вниз под сцену и поднимаются вверх к потолку по каркасам стен. Авторы, со своих мест в зрительном зале, участвуют в операх как исполнители, создавая дополнительную глубину.
Солировали сопрано Анна Половинкина и Мария Симакова, тенор Артем Сафронов, баритон Александр Сильвестров и бас Алхас Ферзба. Удивительно также, что за такой короткий срок удалось презентовать все оперы в хорошем качестве, собрать всё воедино. Отдельное спасибо за исполнение ансамблю «Галерея актуальной музыки» (художественный руководитель – Олег Пайбердин). Видна сложная, кропотливая и тщательная работа исполнителей, авторов и режиссёрского состава, которая помогла почувствовать удовольствие от увиденного и услышанного.
Сами же оперы сложно сравнивать между собой и как-то оценивать – слишком они разные, слишком зритель не погружён в глубины каждой, мало знаком с процессом создания. Вероятно, в некоторых из них замысел удалось выразить лучше, более полно. Может быть, сюжет о внутренних переживаниях больше подходит для нарративной длинной истории. Кого-то из авторов можно назвать неофитом в жанре написания произведения для театра (например, Наталью Прокопенко), а кто-то уже не первый год работает с подобным материалом (например, Эльмир Низамов).
Всё же об одном существенном недостатке хочется сказать: очень жаль, что организаторы не напечатали в программках либретто. Очень сложно воспринимать подобный показ без помощи печатного слова, программки же дают очень мало информации по произведениям. В антракте снова слышатся вопросы от разных слушателей: почему нет текста опер? После спектакля чувствуется сильная усталость, и это явно связано не только с большим количеством музыкального и сценического материала.
Рассуждать о том, стоило ли показывать в один день восемь опер, можно долго и мучительно, но совершенно бесполезно. Во-первых, постановка уже запущена, во-вторых, а как ещё показать работы по итогу лаборатории? Но важно одно – проект получился очень актуальным и интересным. Организаторы смогли предоставить площадку для выражения мыслей; кто-то из композиторов, кажется, нашёл своих драматургов, а может, и наоборот. И все оперы хороши – каждая по-своему. Каждая являет собой законченное произведение, и очень хочется надеяться, что они написаны не «в стол», а будут поставлены где-то ещё.
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев