(р. 1969)
Родина режиссера Кирилла Семеновича Серебренникова – Ростов-на-Дону. Родители принадлежали к интеллигенции: отец был врачом-урологом, автором нескольких медицинских научных трудов, мать – учительницей русского языка и литературы. Был в семье и представитель кинематографического искусства – Александр Иванович Литвин, дед Кирилла Семеновича по материнской линии, создававший документальные кинокартины.
В детстве Кирилл проявлял разносторонние интересы, посещал несколько кружков, обучался в математической школе. Театром он увлекся в пятнадцатилетнем возрасте и осуществил свою первую постановку. Школьный спектакль посвящался Фридриху Энгельсу, а главной его героиней была ткачиха из Лиона. Спектакль, поставленный юным режиссером, имел большой успех. Творческая деятельность Серебренникова продолжается в университете, где он обучается на факультете физики – он ставит спектакли в самодеятельной студии.
Будучи разносторонне одаренным человеком, Серебренников окончил вуз с отличием, но жизнь свою связал не с физикой, а с театральным искусством. В течение семи лет он успел проявить свой талант во всех театрах родного города, поставив в общей сложности десять спектаклей. Параллельно с театральной деятельностью Кирилл Семенович работает в телекомпаниях родного Ростова-на-Дону. Он создает рекламные ролики, документальные фильмы, телевизионные спектакли, музыкальный телевизионный фильм, а также три многосерийных проекта, два из которых были посвящены музыкальному искусству.
С 1998 г. режиссер распространяет свою творческую деятельность на кинематографическое искусство. Его первыми творениями в этой области становятся кинокартины «Ласточка», «Тайны грозы». У режиссера появляются поклонники. На двух кинофестивалях – «Кинотавре» в Российской Федерации и Festa del Cinema в Италии – высокой оценки удостаивается его комедийный фильм «Изображая жертву».
В 2000 г. про инициативе Аллы Демидовой режиссер был приглашен на телевизионный канал «Культура» для постановки композиции «Темные аллеи» по произведениям Ивана Бунина.
В дальнейшем Кирилл Семенович сотрудничает с различными театрами: МХТ им. А.П.Чехова, Латвийский национальный театр и другие. Репертуар, за который берется режиссер, поражает разнообразием: Уильям Шекспир и Максим Горький, Пьер Огюстен Бомарше и Александр Островский, Бертольд Брехт и Михаил Булгаков…
В 2012 г. Кирилл Семенович возглавил Московский драматический театр им. Н.В.Гоголя. Режиссер принял решение полностью изменить облик театра, который должен был стать «Гоголь-центром». Задуманный режиссером центр открывается в 2013 году. Это культурное заведение, объединившее в себе различные виды искусства и формы работы с публикой. Наряду с драматическими спектаклями здесь устраиваются демонстрации кинофильмов, лекции и дискуссии, художественные выставки, концерты, работает книжный магазин. К сожалению, в связи со своей работой в «Гоголь-центре» режиссер оказался в центре скандала – в 2017 г. было возбуждено уголовное дело о хищении, по которому он проходит свидетелем.
Талант режиссера проявился и в области музыкального театра. В 2005 г. на фестивале «Спиваков представляет…» он осуществил постановку оратории Артюра Оннегера «Жанна д’Арк на костре», в 2006 г. поставил «Фальстафа» в Мариинском театре, а в 2011 – «Золотого петушка» в Большом театре. Но режиссер берется не только за бессмертные шедевры – он осуществляет мировые премьеры.
В 2015 г. совместно с балетмейстером Юрием Посоховым Кирилл Семенович поставил балет на основе своего любимого романа – «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Музыку написал Илья Демуцкий, с которым Серебренников сотрудничал и в кино, и в «Гоголь-центре» – композитор создавал музыку к его спектаклю «Кому на Руси жить хорошо». Выбрав из романа три новеллы – «Бэла», «Тамань» и «Княжна Мери» – режиссер и балетмейстер не столько пересказывают сюжет, сколько раскрывают внутренние конфликты Печорина, который предстает в каждой новелле иным человеком – не случайно главную роль исполняют в одном спектакле три танцовщика.
В 2017 г. в театре «Геликон-опера» Серебренников осуществил мировую премьеру оперы Александра Маноцкова «Чаадский». Постановка новой оперы – это всегда определенная степень риска, а это произведение казалось очень оригинальным: в нем совмещены философские труды Петра Чаадаева и комедия «Горе от ума», а образ главного героя сочетает черты реально существовавшего русского философа и вымышленного героя, созданного Грибоедовым. Режиссер применил интересное решение: певцы разыгрывают действо на специальных платформах, которые носят на плечах другие артисты. Осуществить это было нелегко, некоторым исполнителям пришлось преодолевать страх высоты, но только так можно было выразить режиссерскую мысль: богатые люди могут существовать лишь за счет того, что кто-то обеспечивает их беззаботную жизнь.
Сотрудничество Серебренникова с Посоховым и Демуцким, начатое «Героем нашего времени», было продолжено в 2017 г. В преддверии юбилея Рудольфа Нуреева, который будет отмечаться в 2018 г., режиссер, балетмейстер и композитор замыслили балет, посвященный великому танцовщику. Балет «Нуреев» мыслится не как подробный пересказ биографии артиста, а как образное, почти сюрреалистическое представление его жизни в искусстве. Большое место занимает в произведении образ Эрика Бруна – датского танцовщика, чье искусство было для Нуреева образцом классического танца.
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев