канонВторая картина второго действия оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин», известная как сцена дуэли. Вот-вот произойдет нечто непоправимое – юный поэт погибнет от руки своего друга из-за случайного, надуманного конфликта. «Враги! Давно ли друг от друга нас жажда крови отвела», – сколько трагизма в этих пушкинских строках, слегка измененных для оперы, звучащих в дуэте Онегина и Ленского! Кажется, что еще не поздно все исправить… непростая задача стояла перед композитором – голоса «бывших друзей», в одночасье ставших врагами, нельзя было в полной мере противопоставить друг другу, но и полностью сливаться они не могут («дуэт согласия» был бы неуместен – ведь согласия между героями нет)… И как же поступает Петр Ильич? Разумеется, такой тонкий «музыкальный психолог», как Чайковский, нашел идеальное решение: он дал обоим персонажам одну мелодию, но один голос вступает чуть позже другого… Такой тип многоголосия называется каноном.

Главная особенность канона заключается в том, что во всех голосах проводится одна мелодия, но вступают они один за другим. Мелодия, которая появляется первой, называется пропостой, а остальные голоса именуются рипостами. Сколько голосов может быть в каноне? Бывает по-разному, в дуэте Онегина и Ленского, с которого мы начали разговор о каноне, их два – соответственно сценической ситуации, но в принципе голосов может быть сколько угодно, например, фламандский композитор Иоганн Окегем, живший и творивший в XV столетии, создал канон «Deo gratias», в котором тридцать шесть голосов! Но, как правило, количество рипост бывает намного скромнее – две, три, четыре.

Первые образцы канона, которые были записаны, в XIII столетии. И, разумеется, возникнув, канон не мог остановиться в развитии – стали появляться различные его разновидности.

Самая простая его разновидность так и называется – простой канон. Это означает, что рипосты, сколько бы их ни было, в точности воспроизводят пропосту. Но даже в этом случае возможны варианты, ведь соотношение голосов в каноне может быть разным. Если рипосты начинаются с той же ноты, что пропоста (канон в приму) или с той же ступени в другой октаве, то повторение мелодии действительно будет буквальным. Но если рипоста отстоит от пропосты на какой-то другой интервал (чаще всего это бывает квинта, но могут быть и другие), то в пределах тональности интервальные соотношения в мелодии изменятся (например, в мажорной мелодии был терцовый ход со второй ступени на шестую – это малая терция, но квинтой ниже – на пятой ступени – получится большая), такой канон называется диатоническим. Однако интервальные соотношения можно сохранить, повышая или понижая определенные ступени – это буде т точный канон.

Но не всегда тема, излагаемая в пропосте, появляется в рипостах в первозданном виде – могут появиться ее контрапунктные производные. Например, все интервалы, из которых состоит мелодия, могут быть заменены их обращениями: вместо восходящей квинты будет нисходящая кварта, вместо нисходящей сексты – восходящая терция и т. д., это называется каноном в обращении.

Другой вариант контрапунктической производной – так называемый ракоходный канон. Его легко «организовать», если попросить двух музыкантов сыграть каноном одну мелодию, но так, чтобы один из них играл как обычно, читая слева направо (от первой ноты до последней), а второй – наоборот, справа налево, от последней ноты до первой. Родился ли ракоходный канон из подобных музыкально-интеллектуальных «забав», остается только догадываться. Он мог возникнуть в рамках народного творчества – ведь опознавать на слух ракоходное движение не так-то просто – подобные «эксперименты» сделала возможными нотная запись – однако, так или иначе, в XIV столетии ракоходный канон уже существовал, по такому принципу написан, например, шансон (светская французская песня эпохи Возрождения) «Мой конец – мое начало» Гийома де Машо (французского поэта и композитора, которого называют «последним трувером»).

1.43.15-1.44.30

Как начинается канон, мы разобрались, но как он может закончиться? В некоторых случаях каждый голос проводит мелодию до конца, и они замолкают в том же порядке, в каком вступили, но композитор может и «нарушить» имитацию и привести все голоса к одновременному завершению. Но можно сочинить и такую мелодию, завершение которой будет приводить вновь к началу, и такой канон можно повторять, сколько угодно – это называется бесконечным каноном (мы встречаем бесконечные каноны, например, в «Искусстве фуги» Иоганна Себастьяна Баха.

Существует и более сложные варианты – двойной или тройной канон. Это значит, что одновременно звучат две или три самостоятельные мелодии, и каждая из них сопровождается своими собственными спутниками-рипостами.

Все права защищены. Копирование запрещено