Сен-СансКамиль Сен-Санс поражал современников не только композиторским талантом, но и необычайной скромностью. Это качество проявлялось и в отношении к собственным произведениям: лишь три из созданных им симфоний он счел достойными того, чтобы включить их в список сочинений. К работе над второй из них композитор приступил в июле 1858 г., а завершил ее в сентябре. Сам факт создания симфонии многое может сказать нам о характере композитора. Что это означало в то время, вспоминал впоследствии сам Сен-Санс: «Напечатанная на афише фамилия композитора, и притом еще композитора французского, а сверх того еще и живущего, обладала чудесным свойством обращать всех в бегство». Странное явление, о котором говорит Сен-Санс, касалось музыки инструментальной – парижане отдавали предпочтение опере, и если в области камерной музыки еще была какая-то надежда, то приступая к работе над симфонией, композитор должен был понимать, что шансов на исполнение будет немного. Впрочем, именно в 1850-х гг. у французских композиторов, рискнувших работать в области симфонической музыки, появилась надежда, и связана она была с Жюлем Паделу. Этот дирижер основал «Общество молодых артистов консерватории» – симфонический оркестр, составленный из студентов, главной задачей которого стало привитие французской публике интереса к симфонической музыке. Именно Жюлю Паделу Камиль Сен-Санс посвятил свою Вторую симфонию.

Итак, Сен-Санс завершил Вторую симфонию. Какой она была? По музыкальным достоинствам она не уступала Первой, для исполнения которой композитору пришлось преодолеть немалые трудности, но композиторская индивидуальность Сен-Санса проявилась здесь гораздо ярче: приверженность классическим традициям, благородная сдержанность чувств, скорее меланхоличность, чем драматизм, в произведении определенно преобладает лирическое начало. Эти качества определили и выбор исполнительского состава – в Симфонии № 2 ля минор композитор задействовал относительно скромный оркестр, в который не были включены такие «тяжелые» инструменты, как тромбоны.

В первой части лирический герой предстает перед нами в состоянии душевного смятения, мучительного внутреннего конфликта: горестные стенания сопоставляются с волевыми утверждениями. Меланхолическое настроение ощущается уже во вступлении – в мягком восходящем и нисходящем движении по терциям. Мужественные, энергичные интонации звучат в теме, которую композитор подвергает интенсивному полифоническому развитию. С одной стороны, замена сонатного allegro в симфонии фугой – явление уникальное, с другой – в этом можно усмотреть проявление интереса к классическим традициям, не случайно некоторые музыковеды сравнивали первую часть Второй симфонии с финалом симфонии «Юпитер» Вольфганга Амадея Моцарта. Но, несмотря на всю волевую энергию темы, время от времени прорываются горестно «вздыхающие» интонации. Чем ближе к коде, тем выразительнее они звучат, тем большее значение приобретают, и все же в коде на первый план выходит утверждение волевых интонаций.

Вторая часть невелика по объему – как мимолетное воспоминание. В открывающей ее мелодии слышатся отголоски старых революционных песен, но у струнных с сурдинами они звучат призрачно, как отдаленное эхо, переходящее в идиллическое, напевное соло английского рожка. Завершается вторая часть цепью спокойных, словно «гипнотизирующих» аккордов, излагаемых сначала деревянными духовыми, затем – струнными.

В последующих частях лирический герой словно ищет выхода из овладевшей им меланхолии в активном действии, открывая себя миру. Третья часть – бодрое скерцо, насыщенное синкопами и регистровыми контрастами, острыми интонациями, разделенными паузами. Энергичные ритмы напоминают о бетховенских симфониях. В заключительной части царит солнечная атмосфера яркого народного празднества – финал стремительно несется в ритме тарантеллы (ритм этого зажигательного итальянского танца впоследствии не раз появится в творениях Сен-Санса, например, во Втором фортепианном концерте).

Вторая симфония Камиля Сен-Санса впервые прозвучала в марте 1860 г. в одном из концертов «Общества молодых артистов консерватории», после чего не исполнялась в течение двадцати лет, ее исполнение в 1880 г. встретило противоречивые суждения.

Симфонию № 2 высоко оценил Николай Андреевич Римский-Корсаков, русского композитора восхищало мастерство инструментовки, проявленное Сен-Сансом. Николай Андреевич приводил это сочинение в пример, доказывая, что в области оркестровки можно многого достучись, используя скромные средства: «У Сен-Санса есть, например, целая симфония… для малого оркестра, – говорил композитор. – И, однако, до чего она дивно звучит».

Все права защищены. Копирование запрещено