К 100-летию балерины Ольги Лепешинской

Новости28 сентября 2016 года – 100-летие выдающейся балерины Ольги Васильевны Лепешинской, народной артистки СССР, примы-балерины Большого театра.

К юбилею балерины Комиссия по увековечению памяти выдающихся событий и деятелей отечественной истории и культуры приняла решение о том, что на доме по адресу 1-я Тверская-Ямская д. 36 стр.1, где Ольга Васильевна прожила 45 лет, будет установлена мемориальная доска.

Ее творческая жизнь была яркой и насыщенной. В течение 30 лет Ольга Лепешинская исполняла ведущие партии во многих балетных спектаклях Большого театра. Обладая безупречной хореографической техникой, Лепешинская сумела каждый образ, созданный ею на сцене, сделать незабываемым.

Среди ее ролей — Фея Драже («Щелкунчик» П.Чайковского в постановке В.Вайнонена, 1933 г.), Лиза («Тщетная предосторожность» П. Гертеля, хореография А. Горского, 1933 г.), Амур («Пламя Парижа» Б.Асафьева в постановке В.Вайнонена, 1933 г. — первая исполнительница в Большом театре), солистка («Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина, 1934 г.), Суок («Три толстяка» В. Оранского, хореография И. Моисеева, 1935 г., первая исполнительница), Зина («Светлый ручей» Д.Шостаковича в постановке Ф. Лопухова, 1935 г.), Жанна («Пламя Парижа», 1936 г.), Принцесса Аврора («Спящая красавица» П.Чайковского в постановке А. Мессерера, А. Чекрыгина, 1936 г.), Полина («Кавказский пленник» Б.Асафьева в постановке Р.Захарова, 1938 г.), Нимфа (опера «Иван Сусанин» М. Глинки, хореография Р.Захарова, 1939 г.), Маша-принцесса («Щелкунчик», 1939 г.), Светлана («Светлана» Д. Клебанова, хореография Н. Попко, Л. Поспехина и А. Радунского, 1939 г. — первая исполнительница), Китри («Дон Кихот» Л.Минкуса, хореография А.Горского, 1940 г.), Оксана («Тарас Бульба» В. Соловьева-Седого хореография Р.Захарова, 1941 г.), Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П.Чайковского, постановка Е.Долинской по А.Горскому, Л.Иванову, хореография 4-го акта А.Мессерера, 1941 г.), Сванильда («Коппелия» Л. Делиба, хореография А. Горского, 1943 г.), Ассоль («Алые паруса» В. Юровского, хореография А. Радунского, Н. Попко и Л. Поспехина, 1943 г.), Чага (картина «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» А. Бородина, хореография К. Голейзовского, 1944 г.), Золушка («Золушка» С. Прокофьева, хореография Р.Захарова, 1945 г. — первая исполнительница), Лиза Муромская «Барышня-крестьянка» Б.Асафьева в постановке Р.Захарова, 1946 г.), солистка (балетная картина в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки, постановка и хореография Р. Захарова, 1948 г.), Мирандолина («Мирандолина» С.Василенко в постановке В.Вайнонена, 1949 г. — первая исполнительница в Большом театре), Вакханка (картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш.Гуно, хореография Л.Лавровского, 1949 г. — первая исполнительница в Большом театре), Параша («Медный всадник» Р.Глиэра в постановке Р.Захарова, 1949 г.— первая исполнительница в Большом театре), Тао Хоа («Красный мак» Р.Глиэра, хореография Л. Лавровского, 1950 г., Персидка (опера «Хованщина» М.Мусоргского, хореография С.Кореня, 1950 г.), Фадетта («Фадетта» на музыку Л. Делиба, хореография Л.Лавровского, 1952 г. — первая исполнительница в Большом театре), Лауренсия («Лауренсия» А. Крейна, хореография В. Чабукиани, 1956 г.), Сари («Тропою грома» К. Караева, хореография К. Сергеева, 1959 г. — первая исполнительница в Большом театре).

Власти щедро осыпали балерину почестями. Среди ее наград – четыре Сталинские премии,  орден Трудового Красного знамени, два ордена Трудового Красного знамени, орден Ленина, орден Октябрьской революции, орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. Она была награждена медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», орденами и медалями Германии, Швеции, Венгрии, Румынии, Югославии, Албании, высшим орденом Филиппин…

Друг Лепешинской, скульптор Лев Кербель, назвал ее «Богиней времени». Преподаватель училища Серафима Холфина писала о ней так: «…Чтобы охарактеризовать талант Лепешинской, нужно прежде всего сказать, что это была сама жизнерадостность, искрометность, обаяние, артистизм, виртуозность Ее техника в то время – это были 30-е годы – казалась фантастичной. Она легко крутила тридцать два фуэте и по три-четыре пируэта на пуантах без партнера. Она летала по сцене Большого театра, словно пушинка… Казалось, что выполняет она все трудности шутя, что нет предела ее технике».

muzcentrum.ru

Просмотров: 12