Искусство мысли Валентина Елизарьева

«Балет – искусство мысли», – говорит хореограф Валентин Елизарьев и многие годы доказывает собственное кредо творчеством. В том, что доказывает это он убедительно, можно было удостовериться на юбилейных торжествах в честь 70-летия именитого хореографа, проходивших в Минске, на сцене Большого театра Беларуси

Валентин ЕлизарьевА завершились торжества гала концертом, собравшем на сцене и в зале элиту мирового балета.

Валентин Николаевич Елизарьев – выпускник Ленинградского хореографического училища имени А.Я.Вагановой и Ленинградской консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова, где учился у хореографа-новатора Игоря Бельского. Он обрел известность еще в студенческие годы, в 1970 году став лауреатом Всесоюзного конкурса балетмейстеров в Москве. Закончив в 1973 году учебу, Елизарьев принял приглашение в Большой театр Белоруссии на должность главного балетмейстера. Эта веха стала важным моментом не только личной судьбы 26-летнего хореографа, но и отсчетом начала истории всего белорусского балета.

Усилиями Елизарьева труппа из слабой превратилась в профессиональную, способную решать технически сложные задачи. В балетах хореографа ясно прослеживались традиции ленинградской балетмейстерской школы: тесная связь хореографии и музыки, использование хореографического симфонизма, сквозная драматургия, многообразие пластических выразительных средств, обращение к философским темам, к метафорам и ассоциациям, яркая зрелищность. Такой тип хореографии был нов для белорусской сцены. Спектакли Елизарьева сформировали в Минске круг поклонников балетного искусства, а он сам получил известность как один из выдающихся деятелей современного театра.

Значимыми работами Валентина Елизарьева на белорусской сцене были балеты «Кармен-сюита», «Сотворение мира», «Тиль Уленшпигель», «Спартак», «Щелкунчик», «Кармина Бурана», «Болеро», «Весна священная», «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот», «Страсти (Рогнеда)», «Жар-птица», «Спящая красавица». Они-то и образовали оригинальный репертуар труппы театра, стали ее визитной карточкой на родине и за рубежом, «эпохой Елизарьева» в развитии национального балета Беларуси.

Впрочем, Елизарьева хорошо знали за пределами Минска, он ставил в Ленинграде и Москве, где работал с Майей Плисецкой, Ниной Ананиашвили и Андрисом Лиепой, в Варшаве, Стамбуле, Каире, Любляне.

Поздравить юбиляра приехал Николай Цискаридзе, ректор Академии русского балета имени А.Я.Вагановой, школы, где Елизарьев делал первые шаги в профессии. Цискаридзе приехал не один, он привез нынешних воспитанников Академии, открывших вечер изящным «Па-де-катром» из балета «Пробуждение Флоры» Рикардо Дриго в хореографии Мариуса Петипа. Ректор Московской академии хореографии Марина Леонова тоже привезла питомцев. Показали свои достижения и ученики Елизарьева, самый именитый из которых Раду Поклитару сочинил для учителя специальный номер «D-moll» на музыку И.С.Баха, исполненный Леной Салтыковой и Артемом Шошиным из «Киев модерн-балета».

Фрагмент из балета «Спартак»

Главные балетные труппы России прислали своих лучших артистов. Большой театр представляла Светлана Захарова в номере «Revelation» Мутоко Хирояма на музыку Дж.Уильямса. Солисты Мариинского театра Анастасия Матвиенко и Александр Сергеев исполнили адажио из «Золушки» Алексея Ратманского. Екатерина Борченко и Иван Васильев танцевали от лица Михайловского театра. Премьер труппы Бориса Эйфмана Олег Габышев и ведущая солистка Любовь Андреева танцевали дуэт «Мужчина-женщина» на музыку Моцарта в хореографии Эйфмана и искрящийся юмором номер «Лень» на музыку Айги в постановке Габышева.

Творчество самого юбиляра было представлено шестью адажио из его знаменитых спектаклей. Зрители убедились, что большое адажио со сложнейшими верхними поддержками из «Спартака» в исполнении звезд белорусской труппы Ирины Еропкиной и Антона Кравченко смотрится и сегодня авангардно. Сверкающее юмором и веселой буффонадой адажио из «Легенды об Уленшпигеле» в исполнении Александры Чижик и Дениса Климчука заставило сожалеть, что балет ушел из репертуара. Адажио из балетов «Ромео и Джульетта» (Яна Штангей и Егор Азаркевич), «Сотворение мира» (Ирина Еромкина и Антон Кравченко) и «Щелкунчик» (Екатерина Олейник и Олег Еромкин) продемонстрировали лирическое мастерство хореографа. Адажио и финал из «Кармен-сюиты» в исполнении Марины Вежновец, Олега Еромкина, Дениса Климука и кордебалета Большого театра стали завершающим аккордом гала.

Фото: Марина Серебрякова

Но когда концерт завершился, никто не ушел. Несмотря на поздний час, зрители не желали покидать зал, стоя приветствуя героя вечера и давая понять, что расставаться со спектаклями Валентина Елизарьева они не намерены.

 

Все права защищены. Копирование запрещено