(1860-1909)

Исаак АльбенисРенасимьенто… этим звучным испанским словом, означающим «возрождение», именуется движение, охватившее Испанию на рубеже XIX-ХХ веков. Направленное на возрождение национальной самобытности, оно затронуло многие сферы: и политику, и экономику, и литературу – и, конечно, музыку. Ренасимьенто в музыке невозможно представить без Исаака Альбениса.

Будущий композитор родился в 1860 году в Жиронде – в десяти километрах от Французской границы. Музыкальное дарование Исаака проявилось рано: в четырехлетнем возрасте он вместе со старшей сестрой Клементиной выступил на концерте, четырьмя годами позже опубликовано первое его произведение – «Военный марш». Отец задался целью сделать из мальчика вундеркинда, и все время ребенка отдавалось музыкальным занятиям – на обучение чему-то другому не оставалось времени, мальчик даже не посещал в школу. По воспоминаниям сестры, Исаак даже грамоте учился самостоятельно.

В 1869 году, когда семья жила в Мадриде, мальчик начал учиться в консерватории. Но десятилетнего Исаака не устраивала спокойная жизнь – ему хотелось приключений (впрочем, какому мальчишке их не хочется). И вот – побег из дома, неудачные попытки задержания и принудительного возвращения к родителям, поездка на параходе в Аргентину. Исаак не задумывался, что так его никто не ждет… к счастью, ему повезло встретить земляка, который организовал юному музыканту концерты в странах Южной Америки.

Путешествия на этом не закончились. Альбенис побывал на Кубе, некоторое время работал в порту в США, не имя другого источника средств к сущестованию. Далее последовало возвращение в Испанию в 1875 году, где на талантливого юношу обратил внимание известный меценат – граф Морфи. Благодаря его материальной поддержке Альбенис получил возможность учиться в консерваториях – сначала в Лейпциге, затем в Брюсселе. Побывал молодой музыкант и в Будапеште, где встретился с Ференцом Листом.

Учеба давалась нелегко – жизнь, которую Альбенис вел в предыдущие годы, не способствовала формированию таких качеств, как прилежание и усидчивость, да и столкновение необузданной романтичности с суровым академизмом всегда бывает драматичным. Однако, талант молодого музыканта преодолевал все.

В 1880-90 гг. Исаак Альбенис много концертирует: Франция, Германия, Англия, Мексика, Куба. Публику покоряют красочность и виртуозность исполнения, которые демонстрирует молодой пианист, за это его называют «испанским Рубинштейном». Он был автором уже 50 произведений, которые включал в концерты.

И все же Альбенис чувствовал, что композиторской школы ему недостает. Он отправляется в Барселону, чтобы учиться у знаменитого тогда Фелипе Педреля. Этот известный в то время мэтр-теоретик понимает, что с этим учеником бесполезно говорить о правилах построения аккордов, что сухая теория убьет его природный дар – и нужно сосредоточиться на воспитании его музыкального вкуса и развитием композиторской индивидуальности. Эта стратегия – весьма неожиданная для теоретика – оправдала себя. Немалую роль сыграло и то, что сам Педрель был прекрасным импровизатором и знатоком испанской народной музыки.

В дальнейшем композитор совершенствует свое мастерство, учась у французских композиторов – Поля Дюка, В. де’Энди, общается и с Клодом Дебюсси. Но ключевым моментов в становлении его композиторской индивидуальности становятся даже не эти влияния, а обращение к испанскому фольклору, который Альбенис называл «золотыми россыпями народного искусства».

Воплощение национального начала в творчестве Исаака Альбениса шло двумя путями. Во-первых, это использование традиционных для Испании танцевальных жанров – таких, например, как севильяна или малагенья, во-вторых – это обращение к характерным ритмоинтонационным формулам. Они заимствуются из стиля фламенко, андалусского фольклора. Речь идет не о цитировании народных мелодий, а именно о создании собственных, в которых присутствуют испанские фольклорные черты.

Примечательна и фактура его фортепианных произведений: в ней неизменно присутствует стилизованное воспроизведение испанских народных инструментов – тамбурина, деревянных духовых и в особенности гитары. Таковы, например, его «Испанская сюита», фортепианный цикл «Иберия», сюита «Воспоминание о путешествии», «Наварра», «Серенада». Не случайно в его пьесах нередко можно встретить такое обозначение, как alla guitar. Для самой гитары Исаак Альбенис не писал, но на этот инструмент прекрасно ложилась его фортепианная музыка – существуют транскрипции Франсиско Тарреги, Андреса Сеговии.

Исаак Альбенис всегда был пианистом прежде всего, запомнившимся публике импровизационностью своего исполнения – не случайно большинство его творений создано именно для фортепиано. Первоначально он попросту записывал на ходу свои романтические импровизации – некоторое время в Барселоне он даже делал это прямо в присутствии издателя (платили за такие сочинения мало, но композитора это не смущало – ведь работал он очень быстро). Неудивительно, что этот «пианист до мозга костей» оставил всего одно оркестровое произведения – сюиту «Каталония». Это произведение, исполненное впервые в 1899 году, очаровывает и своими ритмами, отличающимися от андалусских, и яркой оркестровкой. Есть в сюите даже комические моменты – так, в одной из частей воспроизводится звучание деревенского оркестра из духовых и ударных, который не очень удачно пытается исполнить известную каталонскую мелодию.

Исааком Альбенисом написано и несколько опер: «Магический опал», «Пепита Хименес», «Мерлин», «Генри Клиффорд», сарсуэла (испанская национальная опера с разговорными диалогами) «Святой Антоний». Этим операм присущи определенные достоинства – мелодическое богатство, равновесие вокальных партий и оркестра – но талантом драматурга Исаак Альбенис все же не обладал, в операх чувствовался «инстинкт пианиста», как писали критики – и эти оперы не стали репертуарными, не обрели такой славы, как фортепианное творчество композитора. Определенную роль сыграло и то, что в своем оперном творчестве Альбенис не всегда обращался к испанским сюжетам – например, сюжет «Генри Клиффорда» взят из времен Войны Алой и Белой роз, из английской культуры позаимствована тема другой оперы – «Мерлин», нет испанского начала и в первой из его опер – «Магический опал». Все это оказалось чужеродным не только для Альбениса-пианиста, но и для Альбениса-испанца, который мыслил категориями родных интонаций.

Исаак Альбенис был любим публикой уже при жизни – и как пианист, и как композитор. В 1909 году его тяжелая болезнь и смерть вызвала множество откликов, воспринималась многими как тяжелая утрата – причем не только в Испании.

В творчестве Исаака Альбениса во всей своей красе предстает Испания – солнечная, страстная, с богатейшим музыкальным фольклором. По словам Клода Дебюсси, «не цитируя подлинно народных мелодий, композитор настолько познал их и сроднился с ними, что порой его музыку трудно отличить от народной». Главной своей целью композитор считал международное признание испанской музыки – и можно с уверенностью сказать, что этого он добился своим творчеством.

 

Музыкальные Сезоны