История искусства знает литературные сюжеты, которые на протяжении веков становились источников вдохновения для многих композиторов. Одно из таких произведений – «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо. Эта масштабная поэма, созданная в XVI столетии, содержит немало сюжетов, каждый из которых заслуживает отдельного разговора, мы же поговорим об одном из них – о рыцаре Ринальдо в садах коварной и обольстительной волшебницы Армиды. Сюжет привлекал внимание Жана-Батиста Люлли, Георга Фридриха Генделя, Кристофа Виллибальда Глюка – все эти композиторы дали оперное воплощение истории Ринальдо, отдаленный отголосок этого сюжета можно усмотреть даже в «Парсифале» Рихарда Вагнера (прекрасная Кундри, обольщающая юного героя в садах Клингзора). Обратился к этому сюжету и Иоганнес Брамс, но источником вдохновения для него послужила не поэма Торквато Тассо непосредственно, а созданное на ее основе произведение более позднего периода – поэма Иоганна Вольфганга Гёте «Ринальдо».

В поэме Гёте делается акцент на излюбленном сюжетном мотиве эпохи классицизма – конфликте между чувством и долгом. Этот конфликт воплощается в диалоге между заглавным героем, терзаемым мучениями любви, и призывающими его на корабль рыцарями. Брамс создает на этой основе кантату для тенора и мужского хора с оркестром. Женской партии в кантате нет – Армида не участвует в действии непосредственно, ее присутствие лишь ощущается. В начале кантаты оркестровыми средствами обрисована обстановка действия. В музыкальном изображении таинственного пейзажа волшебных садов Армиды главную роль играют инструменты, традиционно ассоциирующиеся с пасторальной лирикой (деревянные духовые) и «романтикой леса» (валторны). По словам Брамса, здесь он желал дать слушателям «надышаться совершенно особым воздухом, который царит на острове волшебницы».

Обращаясь к сюжету, популярному в прошлом, Брамс использует некоторые приемы, восходящие к эпохе классицизма. В кантате можно услышать отголоски музыки Кристофа Виллибальда Глюка, Вольфганга Амадея Моцарта, а некоторые приемы оркестровки перекликаются с произведениями Людвига ван Бетховена. Однако интонационный строй остается типично брамсовским. Арию Ринальдо – этот «голос» исстрадавшейся души – можно отнести к числу лучших образцов вокальной лирики Брамса.

Кантата «Ринальдо» поражает стройностью и сбалансированностью – и в соотношении вокальных и оркестровых партий, и в последовании сольных, хоровых и оркестровых эпизодов. Поэма Гёте не располагала к драматической действенности, но Брамс и не стремится к этому (в отличие от оперы, для кантаты действенность не обязательна) – перед слушателем разворачивается не действие, а лирико-живописная сцена. В ее красочности особую роль играют тематические преобразования, которые – в соответствии с сюжетом – приобретают характер «волшебных превращений». На один из таких моментов указал сам Брамс: «В начале Армида прелестно колдует, а затем тот же мотив описывает разрушение садов и замков».

Брамс начала работать над кантатой «Ринальдо» в 1863 г., но завершил ее только в 1868 г. – после успешного исполнения «Немецкого реквиема». Премьера произведения состоялась в феврале 1869 г. Исполнили кантату певец-тенор Густав Вальтер, студенческий хор Akademischer Gesangverein, включающий три сотни человек, и оркестр Придворной оперы.

Кантата «Ринальдо» не вошла в число наиболее часто исполняемых произведений Иоганнеса Брамса, и потому каждое ее исполнение можно считать значительным событием.

Все права защищены. Копирование запрещено