(1882-1971)
«Я рожден был не вовремя…Я выжил несмотря на торгашество издателей», – так говорил о себе И. Ф. Стравинский, которого Д. Д. Шостакович назвал «истинно русским композитором» – несмотря на то, что изрядная часть его творческого пути прошла вне России.
Родившись в 1882 году в Ораниенбауме, в музыкальной семье, обучаясь музыке с детства, он по настоянию родителей учился на юриста – что не мешала частным образом брать уроки у Н. А. Римского-Корсакова. Одно из его ранних сочинений – «Фейерверк» – обратило на него внимание С. Дягилева. Этот человек, славившийся своим «чутьем на таланты», и на этот раз не ошибся: результатом сотрудничества со И. Ф. Стравинским, которого он «открыл», стали балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», в которых причудливо преломляются образы и интонации русского фольклора. Эта тема появляется и в последующих произведениях: «Свадебка», «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана», но в «Истории солдата» уже появляются элементы конструктивизма.
Уехав в 1914 году в Швейцарию, И. Ф. Стравинский не смог вернуться на родину из-за войны. С этого времени он живет за границей – в Швейцарии, затем в Париже, а в 1945 году принимает американское гражданство. В этот период его интересы сосредоточены в области неоклассицизма: балеты «Пульчинелла» и «Аполлон Мусагет», опера «Похождения повесы», «Симфония псалмов»… С 50-х гг. композитор обращается к сюжетам и стилям добаховского времени – и одновременно к додекафонии. Он создает такие произведения, как кантата-аллегория «Потоп», балет «Агон», «Священное песнопение в честь апостола Марка».
На родину композитор приезжал лишь однажды – в 1962 году, на гастроли. В Москве и Ленинграде он дирижировал исполнением своих произведений.
Умер И.Ф. Стравинский в 1971 году в Нью-Йорке, но похоронен в Венеции – недалеко от могилы С. Дягилева.
Музыкальные Сезоны
Пока нет комментариев