Эдвард Григ. Фортепианный цикл «Лирические пьесы»Любовь к жанру миниатюры, присущая Эдварду Григу, была естественным следствием лирической природы его творчества. Композитора увлекали не столько драматизм и конфликтность тематического развития, сколько сжатое, меткое высказывание чувств и мыслей. Эта черта творчества Грига с особой явственностью предстает в творениях позднего периода, когда композитор создал немало фортепианных миниатюр – как вокальных, так и фортепианных. Эти маленькие пьесы стали для него своеобразным аналогом личного дневника, и как в дневниковых записях человек может фиксировать различные мысли и впечатления, так и образное содержание пьес Грига удивительно многообразно. В них есть и личные переживания, и яркие картины народного быта родной страны, и тонкие музыкальные пейзажи.

Количество миниатюр, созданных Эдвардом Григом, приближается к полутора сотням. Большинство из них объединено в циклы – «Поэтические картинки», «Юморески» и другие. Особое место среди фортепианных циклов Грига занимают «Лирические пьесы». Время, в течение которого создавались эти миниатюры, охватывает большую часть творческого пути композитора – начиная 1867 г. и заканчивая 1901 г. Шестьдесят шесть пьес объединены в десять тетрадей. Каждая из них представляет собою самостоятельный сборник пьес, не связанных ни интонационно, ни тематически (и это отличает григовский цикл, например, от «Карнавала» или «Бабочек» Роберта Шумана). Только применительно к третьей тетради можно говорить о какой-либо закономерности в виде общего светлого тонального колорита – в ней господствуют мажорные диезные тональности.

Образы, воплощенные в программных пьесах, различны. Некоторые из них связаны с темой Родины – «Песня о Родине», «Тоска по Родине». В других пьесах воплощены сцены из народной жизни – «Свадебный день в Трольхаугене», «Песня крестьянина», «Матросская песня». Встречаются и фантастические образы, пришедшие из норвежского фольклора – «Кобольд», «Шествие гномов». Немало образов природы, являющих собою своеобразные «зарисовки с натуры» – «Ручеек», «Птичка», «Мальчик-пастух». Пьеса «Гаде» воплощает «портрет» Нильса Гаде – норвежского композитора, глубоко почитаемого Григом в юности. «Песня сторожа» создана под впечатлением спектакля «Макбет». В цикле множество непосредственных лирических высказываний – «Меланхолия», «Листок из альбома». Столь же разнообразна жанровая основа пьес: «Ариетта», «Элегия», Скерцо», «Ноктюрн», несколько вальсов, «Колыбельная», «Бабушкин менуэт» Встречаются и пьесы, воплощающие норвежские народные танцевальные жанры – «Халлинг», «Спрингданс».

Столь широкий круг образов, воплощенных в «Лирических пьесах», определил разнообразие стиля, проявившееся в цикле. И все же можно усмотреть некие общие черты, присущие этим фортепианным миниатюрам: трехчастная или трех-пятичастная форма, основанная на контрастных сопоставлениях, значительная роль вариационного развития.

Примером проникновенной лирики является «Ариетта», открывающая первую тетрадь «Лирических пьес». Мелодия ее отличается сочетанием наивной, почти детской простоты и лирически-взволнованных интонаций. Очень выразительно ее завершение на начальной интонации – мысль словно обрывается. Вокальная природа мелодии подчеркнута мелодическими фигурациями, сопровождающими ее.

Национальное начало, ярко выраженное в «Лирических пьесах», проникает даже в те миниатюры, заглавия которых нейтральны в жанровом отношении. Таков «Вальс» из первой тетради: на первый взгляд, ритмическая организация типична для заявленного жанра, но триоли на сильных долях в сочетании с переменными акцентами придает пьесе сходство со спрингдансом. Характерен для норвежской музыки и мелодический минор, используемый в «Вальсе».

Черты спрингданса еще ярче проявляются в «Норвежском танце» с его стремительной мелодией, кружащимися триолями и причудливостью акцентов. Народный колорит создается и средствами фактуры – выдержанные квинты в басу, сопровождающий мелодию верхний голос, движущийся по квинтам и квартам.

При всем своем лаконизме, миниатюры могут приобретать характер драматических сцен. Пример такой пьесы – «Колыбельная»: «покачивающаяся» мелодия, вырастающая из простой попевки, сопоставляется с динамичным средним разделом, после чего в репризе в нее проникают тревожные интонации.

Яркий фантастический образ – «Шествие гномов» из пятой тетради: причудливым акцентам и синкопам на фоне моторного ритма в крайних разделах противопоставляется светлая пасторальная тема средней части.

Образец пейзажной лирики – «Ноктюрн». Начинаясь интонациями пасторального наигрыша, мелодия разливается в зыбких хроматизмах и мягких, но красочных гармониях.

В «Лирических пьесах» с особой полнотой раскрылось дарование композитора-лирика. В этом цикле сконцентрированы и особенности стиля, и образный строй творчества Эдварда Грига.

 

Все права защищены. Копирование запрещено