Юлий Цезарь в ЕгиптеЛичность, оставившая о себе память в истории (причем не обязательно добрую), непременно появится на живописных полотнах, на страницах романов и поэм и, конечно, на театральной сцене – и драматической, и оперной. И пусть образ будет идеализированным, а обращение с историческими фактами весьма вольным – публика с легкостью простит все это (особенно в опере), если автор сможет тронуть сердце… Один из исторических деятелей, неизменно привлекающий внимание и художников, и драматургов, и композиторов – Гай Юлий Цезарь. Особой любовью творцов разных народов и времен пользуется история его романа с Клеопатрой – египетской царицей из династии Птолемеев, запомнившейся человечеству не только государственной мудростью, но и умением покорять мужские сердца. Эту историю, которая и сегодня никого не оставит равнодушным, воплотил Георг Фридрих Гендель в опере «Юлий Цезарь в Египте» (иногда она ставится под заглавием «Юлий Цезарь и Клеопатра»).

Непосредственным толчком к созданию оперы о Цезаре было возобновление в Лондоне постановки шекспировской трагедии, повествующей о нем. Впрочем, в 1720-х гг. у Генделя, возглавившего Королевскую академию музыки, были все основания заинтересоваться этой исторической личностью – ведь Юлий Цезарь олицетворял величие Римской империи, ассоциировавшееся с величием империи Британской. В либретто, написанном Никола Франческо Хаймом, он предстал, быть может, не совсем таким, каким был в исторической реальности, но именно таким, каким надлежит быть идеальному монарху – благородным и великодушным, непобедимым на поле боя, но не признающим достижения цели с помощью недостойных средств.

Драматический сюжет, в котором есть место и войне, и любви, и интригам, воплощен в жанре итальянской оперы-seria с ее героическими персонажами-мужчинами, стойкими и верными женщинами и подчеркнуто отвратительными злодеями. Согласно традициям жанра, центральные мужские партии поручались кастратам, а роль Секста – сына Помпея – сопрано. Впрочем, во второй редакции образ этого благородного юного мстителя воплощает тенор, которому в то время обычно поручались роли интриганов. Но не только в этом заключается своеобразие «Юлия Цезаря в Египте» – преодолевая некоторую статичность оперы-seria, Гендель представляет все образы в развитии, придавая им необычайную психологическую углубленность. Так, уже в первой сцене раскрываются две стороны характера заглавного героя. Блестящая виртуозная ария в маршеобразном ритме, открывающаяся фанфарным оборотом, живописует торжество победителя. Но вот египетский полководец Акилла, желая снискать расположение Цезаря, демонстрирует ему отрубленную голову Помпея – и звучит совсем другая ария, не менее виртуозная и сходная с первой по метрической организации, но минорный лад и нисходящие мелодические интонации ясно дают понять, что Цезарь – не «несокрушимая скала», а живой человек, подверженный страстям.

Не менее яркой личностью выглядит Клеопатра. В обрисовке ее образа важная роль принадлежит выбору тональностей, главная из которых – ми мажор, что весьма необычно для Генделя: как правило, композитор приберегал тональности с большим количеством знаков для моментов наивысшего напряжения. Выбор тональности с четырьмя диезами в качестве основной характеризует Клеопатру как страстную натуру. В ми мажоре написаны три из восьми арий героини, включая самые значимые – первую и последнюю. Примечательно, что хотя на долю Клеопатры выпадает немало испытаний, и ее отчаяние возрастает по ходу действия, лишь одна из ее арий написана в миноре – это свидетельствует о мужественном характере и стальной воле героини. Если в ариях Клеопатры преобладают диезные тональности, то Цезарь охарактеризован преимущественно бемольными – ми-мажор появляется в его арии, когда он влюбляется в Клеопатру. Арии в бемольных тональностях вкладываются в уста героини в те моменты, когда она пытается оказать влияние на Цезаря, изображая покорность. Одна из этих арий – «Обожаю вас, глазки» – звучит в сцене, которая особенно примечательна сочетанием обычного оперного оркестра и инструментального ансамбля, присутствующего на сцене по ходу действия: Клеопатра, выдавая себя за служанку Лидию, устраивает в дворцовом саду представление для Цезаря, являясь в окружении «девяти муз», играющих на музыкальных инструментах, среди которых – теорба и виола да гамба, создающие особую тембровую окраску. На этом фоне звучит ария Клеопатры. Выразительный штрих – речитатив Цезаря, вторгающийся перед репризой (герой, охваченный страстью, не может ждать).

Роль оркестра достаточно велика – в опере присутствуют четыре «симфонии». Особенно яркой представляется «победная симфония», звучащая в финальной сцене. Обозначенные в ремарке трубы «представлены» гобоями, фаготами и валторнами, партии которых исключительно виртуозны.

Опера «Юлий Цезарь в Египте» была с большим размахом и пышностью поставлена в Лондоне в 1724 г. Премьера стала истинным триумфом Генделя.

Все права защищены. Копирование запрещено