Георг Фридрих Гендель создал сорок опер, и они принесли славу композитору. Но в 1741 г., создав последнюю из них, он навсегда распростился с этим жанром. Отныне в центре внимания Генделя оказывается оратория. Вершиной ораториального творчества Генделя по праву считается «Мессия» – это произведение он создал тогда же, в 1741 г., и очень скоро – всего полмесяца спустя – композитор принимается за создание новой оратории, вновь на библейский сюжет.

Героем оратории Генделя стал Самсон, чья необыкновенная судьба описана в четырех главах библейской книги Судей Израилевых. Этот богатырь, наделенный необыкновенной силой, боролся против филистимлян – врагов израильтян. Он совершает немало подвигов, и – как это нередко бывает с эпическими героями – тот, кого нельзя было победить в открытом бою, был побежден хитростью. Подкупленная филистимлянами Далила – возлюбленная героя – выведала, что сила его заключена в волосах, и остригла волосы. Самсон был схвачен филистимлянами, ослеплен, в цепях привели его на праздник бога Дагона, издеваясь над его беспомощностью, но герой, собрав последние силы, обрушил столбы, и множество врагов-филистимлян погибло под развалинами храма.

Учитывая героический дух недавно завершенной оратории «Мессия», неудивительно, что Гендель обратился к истории героя-борца. Но основой оратории послужила не непосредственно Библия, а трагедия «Самсон-борец», принадлежащая перу Джона Мильтона. В творении этого поэта времен Английской революции и Реставрации не показаны подвиги Самсона – о них только вспоминают, герой же сразу предстает плененным, ослепленным и сломленным… В этом образе отразилась судьба самого поэта, после воцарения Карла II он был арестован и некоторое время провел в тюрьме, на старости лет лишился всего и – подобно Самсону – утратил зрение, и еще задолго до этих событий поэт пережил личную драму – первая жена, будучи роялисткой, покинула его по политическим мотивам (возможно, поэтому в трагедии Далила представлена супругой Самсона, хотя из Библии этого не следует). Немалую роль играет в трагедии хор израильтян – это главный собеседник героя, а вот хора филистимлян у Мильтона нет (этот народ присутствует в основном «за кадром»).

В либретто, написанном Ньюбергом Гамильтоном, роль хора была сохранена – ведь для оратории это подходило идеально. Но некоторые изменения были внесены. В отличие от литературного первоисточника, в оратории Генделя присутствует хор филистимлян. Появился персонаж, которого не было ни в Библии, ни у Мильтона – друг главного героя по имени Миха.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти