1736 год. Уже почти четверть века Георг Фридрих Гендель живет в Великобритании. Ежегодно из-под его пера выходят две новые оперы, постановкой которых занимается он сам. Английская публика принимает его творения благосклонно, но все-таки в ее глазах композитор остается иностранцем. Гендель хотел бы уничтожить эту дистанцию. Единственный способ это сделать – создать истинно английское произведение, а для этого нужны стихи истинно английского поэта.

Идеальным вариантом представляется творчество Джона Драйдена – поэта конца XVII столетия, чье творчество современники Генделя превозносят как совершенный образец английского стиля. Выбор пал на «Оду святой Цецилии» – поэму, написанную Драйденом за одну ночь по просьбе друзей-музыкантов. Согласно легенде, эта святая, насильно выданная замуж за язычника, не прекращала петь христианские молитвы, когда ее вели под венец, поэтому святую Цецилию в католической церкви почитают как покровительницу музыки. Но действие поэмы Драйдена происходит в языческие времена. Основа сюжета позаимствована из рассказа Плутарха об Александре Македонском: после победы над персидским царем Ксерксом гетера Таис Афинская – возлюбленная Александра – попросила полководца сжечь столицу, ведь Ксеркс когда-то разрушил Афины. В эту историю поэт вводит мотив чудесной силы искусства: музыкант Тимофей своей игрой на лире и пением разжигает в Александре и его воинах жажду мести. Воинственному языческому искусству Драйден противопоставляет музыку христианскую: являющаяся в финале поэмы святая Цецилия дарит смертным божественные напевы ангелов, которые усмиряют страсти. Поэма Джона Драйдена была переработана в либретто для оратории, получившей заглавие «Праздник Александра», другом композитора, поэтом Ньюбергом Гамильтоном.

Георг Фридрих Гендель назвал свое произведение «одой» – в соответствии с заглавием литературного первоисточника, ораторией он его не называл. Тем не менее, «Праздник Александра» определенно обладает чертами оратории, будучи одним из первых образцов творчества Генделя в этом жанре. По своим масштабам эта оратория отличается от таких грандиозных полотен, как «Иуда Маккавей» или «Мессия», которые композитору еще предстояло создать, состоит она всего лишь из двадцати семи номеров. Но «Праздник Александра» обладает многими чертами, которые впоследствии будут присущи и другим ораториям Генделя. Здесь присутствуют героические образы, столь любимые композитором. Оратория состоит из двух частей. В первой из них девятнадцать номеров, во второй – восемь. Вторая часть, будучи менее продолжительной, оказывается более напряженной и действенной, сосредотачивая в себе драматические контрасты.

Первая часть открывается увертюрой, слагающейся из трех разделов. Первый из них – медленный – отличается торжественностью, второй – в быстром темпе – представляет собою фугу. Третий же раздел вновь идет в медленном темпе, но на этот раз музыкальному материалу присуща танцевальность. В целом увертюра носит характер ликующий, радостный, вводя в атмосферу празднества. В следующем за нею речитативе тенора обрисовывается ситуация. Хор восхваляет «счастливую пару»: Александра и Таис – мужество и красоту. Выразительными штрихами к этой картине всеобщего ликования становятся и сольные номера, которые здесь не привязаны к определенным действующим лицам. Изящную сопрановую арию с оттенком танцевальности и множеством мелодических украшений сопровождают четыре солирующих скрипки. Басовая ария с хором «Бахус, вечно юный бог» расцвечивается красочными перекличками валторн в начале и в конце. Завершается первая часть грандиозным хоровым номером.

Если в первой части в центре внимания были образы праздничного ликования, то часть вторая начинается с представления образов героических. Таков речитатив тенора, а также следующий за ним хор «Узы сна разбей скорее», в котором героический характер подчеркивается участием литавр и труб. Героическую тему продолжает басовая ария, в которой с партией солиста соперничают в виртуозных пассажах партии скрипок, гобоев и трубы. Поистине страшен суровый центральный раздел (Тимофей своим пением вызывает мрачное видение – шествие призраков непогребенных воинов, взывающих о мести).

Типичным для ораторий Генделя станет прием, представленный в сопрановой арии «Таис вышла вперед»: тема арии передается хору. Оратория завершается представлением диалектического единства искусства земного, представляемого Тимофеем, и небесного, олицетворяемого св. Цецилией. Этот образ воплощен в хоре с квартетом солистов. Его форма представляет собою фугу на четыре темы, причем у каждой из тем – собственный текст.

Оратория «Праздник Александра» впервые прозвучала в Лондоне в феврале 1738 г. Число слушателей превышало тысячу. Успех был таков, что в течение ближайшего месяца произведение было исполнено пять раз, а впоследствии исполнялось каждый год. Два года спустя оратория была издана, и речь шла не об отдельных наиболее известных ариях, как это обычно бывало, а о полной партитуре.

 

Музыкальные Сезоны