«Поверил я алгеброй гармонию», – такие слова вкладывает Александр Сергеевич Пушкин в уста Сальери. Что же такое гармония, и почему ее надо «поверять» математическими средствами? Само это слово существует не только в арсенале музыкальных терминов – мы говорим о гармоничном сочетании красок в картине, о «существовании человека в гармонии с природой» и даже о «гармонии» в человеческих взаимоотношениях. Столь широкий комплекс значений связывается с понятием уравновешенности и красоты. Греческое слово «гармония» означает «связь», «стройность» и «соразмерность» (и последнее качество действительно в принципе возможно «поверить алгеброй») – применительно к музыке под этим подразумевается стройность и связь созвучий, прежде всего – аккордов.
Слово «гармония» в качестве музыкального термина употреблялось очень давно – еще в V в. до н. э., под ним понималось соотношение двух звуков (но точно неизвестно, подразумевали ли древние греки под этим одновременное звучание или последовательное). В средневековой Европе – с развитием многоголосия – стали выделять «простую» гармонию (одноголосную) и «сложную» (многоголосную). К концу эпохи Возрождения понятие гармонии связывается с аккордами и их соотношением, и такое понимание сохраняется и по сей день. Гармонией называют и средство музыкальной выразительности, заключающееся в соотношении аккордов, и раздел теории музыки, который изучает эту сторону музыкального искусства.
Итак, главное «действующее лицо» гармонии – это аккорд. Он может быть консонирующим или диссонирующим (в зависимости от того, «вписан» ли он в квинту – или в септиму, нону), большим или малым (в зависимости от интервалов, входящих в его состав), мажорным или минорным. Учитывая все эти свойства, даже отдельный аккорд обладает определенным обликом и выразительным значением (никто не спутает светлое и уравновешенное мажорное трезвучие с мрачным и щемящим уменьшенным септаккордом). Но в пределах тональности аккорды вступают между собой в определенные отношения, которые разворачиваются в рамках гармонических функций. Таких функций выделяются три – устойчивая, неустойчивая, нейтральная. Неустойчивые аккорды звучат напряженно, требуя разрешения (перехода в устойчивые), нейтральные такого сильного напряжения не создают, но не дают они и ощущения завершенности, «крепкой почвы под ногами». У каждой из гармонических функций есть свой «центр притяжения» в тональности – это те ступени, на которых в мажоре строятся мажорные трезвучия (аккорды из трех звуков), а в миноре – минорные. Эти ступени называют главными ступенями лада, а построенные на них трезвучия – главными трезвучиями. Устойчивая главная ступень – первая, она называется тоникой. Ей противопоставляется пятая – доминанта, на которой строятся неустойчивые аккорды. Соотношение доминанты и тоники всегда звучит определенно и выразительно: неустой – устой (вопрос – ответ, требование – удовлетворение), оборот с таким соотношением называет автентическим, его часто помещают в конце музыкального построения, чтобы подчеркнуть достижение «надежной опоры» в лице тоники (это ее свойство проявляется особенно ярко в сочетании с доминантой). Доминанта располагается квинтой выше тоники, а квинтой ниже (или квартой выше) лежит так называемая «нижняя доминанта» – субдоминанта. Четвертая ступень – это «центр» нейтральной функции. Ее сопоставление с тоникой звучит не так «категорично», но очень колоритно – оно весьма характерно для русской музыки (возможно, именно в нем находит выражение «загадочная русская душа», избегающая «острых углов»).
Полная традиционная последовательность выглядит так: тоника – субдоминанта – доминанта – тоника: от устоя через нейтрал к неустою, который вновь разрешается в устойчивую гармонию. Но это именно схема, которая далеко не всегда встречается «в чистом виде». Ведь в тональности есть и другие ступени, другие аккорды. Они попадают в «сферу влияния» главных ступеней, располагаясь терцией выше и ниже. Например, третья и шестая ступени относятся к тонической группе, третья и седьмая – к доминантовой, а вторая и шестая – к субдоминантовой. Как вы заметили, некоторые аккорды входят в две группы, их называют бифункциональными (то есть обладающими двойной функцией). Схему, о которой мы говорили, можно разнообразить, внеся аккорды побочных ступеней – например, после доминанты вместо тоники может неожиданно вторгнуться шестая ступень (она прозвучит неожиданно яркой вспышкой мажора в миноре или печальным «обрывом» минора в мажоре) – это называется прерванным оборотом. Кроме того, на каждой ступени можно построить не только трезвучие, но и септаккорд (аккорд из четырех звуков, крайние ноты которого охватывают септиму), нижние звуки любого аккорда можно последовательно переносить на октаву вверх, изменяя его структуру (это называется обращением) – благодаря всему этому арсенал гармонических средств становится еще богаче… И это только в рамках классической гармонии, а ведь композиторы изобрели немало интересного.
Выразительная роль гармонии в музыке весьма велика – даже не изменив ни одной ноты в мелодии, можно придать ей совершенно новое звучание, по-иному гармонизовав. Но в некоторых случаях гармония даже выступает на первый план, потеснив мелодию, так, Александр Порфирьевич Бородин в опере «Князь Игорь» в изобилии использовал увеличенные аккорды, передавая ужас, охвативший героев во время солнечного затмения. В оперной драматургии используются не только лейтмотивы, но и лейтгармонии. Например, Скарпиа – отрицательный герой оперы Джакомо Пуччини «Тоска» – охарактеризован последовательностью трезвучий, расположенных на ступенях целотонной гаммы, а с образом злого духа Самиэля в «Вольном стрелке» Карла фон Вебера связан уменьшенный септаккорд.
1.07.21 -1.09.54
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев